.RU

Тема 8. А. ШЮТЦ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ - А. Б. Гофман Доктор философских наук, профессор

Тема 8. А. ШЮТЦ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ


СОЦИОЛОГИИ



  1. Идейно-теоретические истоки



  2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы



  3. Концепция дома



  4. "Мы" и "Они" в российском обществе



Феноменологическая парадигма направлена прежде всего на изучение социальных феноменов повседневного "жизненного мира" как объектов осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной жизнедеятельности. Несомненно, мир объективен, но он начинает иметь значение для людей только в процессе его осознания, только тогда, когда он становится внутренним субъективным миром. Согласно феноменологам, социальные феномены по своей сути отнюдь не таковы, какими они кажутся с первого поверхностного взгляда. Поэтому, чтобы преодолеть разного рода иллюзии или "ложное сознание", необходимо вскрывать латентные функции феноменов человеческой реальности.
Феноменологи исходят из того, что досовременные общества обладали весьма значительной степенью интеграции. В результате чего человек всегда жил как бы в одном мире: социальные феномены, одновременно освоенные и созданные в процессе общения людей, были всеми разделяемыми, ибо они представляли собой своего рода их "домашний мир ". Он был по сути един и на работе и в семье. Каждый воспринимал этот мир как самоочевидный, в котором его место и роли были четко определены. В современном же обществе люди сталкиваются с плюрализацией жизненных миров прежде всего в силу скачка в сфере разделения труда. Поэтому сконструированные людьми социальные феномены приобретают многозначность.
В этой связи свою задачу феноменологи видят в том, чтобы дать более полное представление о мире через понимание других точек зрения на социальные феномены. При этом феноменологов интересуют не столько объективные различия социальных феноменов, сколько то, как они субъективно воспринимаются на уровне обыденного сознания самых обычных людей в процессе их жизнедеятельности.

^ Альфред Шютц (Schiitz)

(в русском переводе встречаются также написания

Шуи,, Шюц;

в настоящем учебники при ссылке на работы социолога сохранено то написании фамилии, которое дается в переводе) родился в Вене, Австрия, в 1899 году. Там же получил образование. По окончании Венского университета, в котором специализировался в области экономики, выбрал карьеру банкира. Однако параллельно серьезно увлекся социологией, полагая, что эта наука поможет ему лучше понять жизнь, а также преуспеть в профессии. Это ему удалось в полной мере. В 1932 г. появилась его знаменитая книга «Феноменология социального мира», в которой, по существу, были сформулированы основные положения принципиально новой социологической парадигмы - феноменологической социологии. В ней социолог осуществил синтез философских идей Э. Гуссерля и "понимающей" социологии М. Вебера,
121
предложив оригинальный методологический подход для анализа социальных действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни.
Однако приближалась Вторая мировая война, и Шютц в 1939 г. эмигрировал сначала во Францию, а затем — в США, где преподавал философию и социологию, продолжая сочетать научную деятельность с работой банкира. И все же социология взяла верх над банковской деятельностью, которую он окончательно оставляет в 1956 году. Вокруг Шютца формируется авангардная социологическая школа с множеством учеников и последователей, которые впоследствии продолжили самостоятельную работу в русле его идей. Среди них всемирно известные социологи П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель и другие.
Предложенная Шютцем парадигма позволяет изучать, как представители разных социальных групп через призму своего субъективного видения мира интерпретируют объективные объекты и явления, к каким потенциально социальным действиям и конфликтам ведет несовместимость множественных субъективно сконструированных образов социальной реальности.
Среди других работ социолога: «Возвращающийся домой», «Формирование понятия и теории в общественных науках», «Структуры жизненного мира» (в соавторстве с Т. Лукманом), «Феноменология социального мира».
Умер Альфред Шютц в 1959 году.

^ 1. Идейно-теоретические истоки


Своими корнями феноменологическая социология уходит в философию Э. Гуссерля, его учение о "жизненном мире" как мира нашего субъективного повседневного опыта, который предшествует научной объективности. Для Гуссерля философское осмысление жизненного мира является предпосылкой выработки общего представления о системе человеческого знания, включая и знание научное. По его мнению, индивиды видят мир упорядоченным. Для них социальный мир предстает хорошо организованным и структурированным. Однако люди не осведомлены о том, что именно они его упорядочивают определенным образом. Феноменология же как раз изучает, какими предстают объективные реалии - события, социальные ситуации, действия - в сознании индивидов. Для Гуссерля сознание всегда представляет собой сознание конкретных жизненных реалий.
Необходимость изучения собственно жизненного мира продиктована, как считает Гуссерль, тем, что реальная картина мира искажается в результате научных идеализации. В итоге люди сталкиваются как бы с двумя мирами: миром повседневной жизни и миром формализованным в результате его научного описания. Причем мир научный обычно воспринимается людьми как "объективный", а жизненный мир - как "субъективный". Философ пытался преодолеть это противопоставление "субъективной жизненности" и "объективной научности".
А. Шютц взял у Гуссерля идеи субъективного упорядочивания людьми объективного социального мира, а также взаимосвязи научной теории с жизненным миром, видя в этом основу принципиально новой социологической парадигмы, которая помогает глубже понять природу конструируемых людьми
122
социальных феноменов, исходя из относительности как социальной реальности, так и знания о ней. Однако в отличие от Гуссерля, которой сосредоточился на исследовании собственно сознания, Шютца интересуют жизненные миры, точнее систематизированные знания о них, выраженные в теоретических моделях, которые можно проверить и эмпирическим путем.
Шютц также обращается к «понимающей» социологии М. Вебера, к его видению социального действия и методологическому инструментарию, выраженному в идеальных типах. Однако, по мнению Шютца, Веберу не удалось провести различие между объективным и субъективным значением контекста, что крайне важно для более углубленного понимания социального действия. Предложенная Шютцем методология как раз позволяет понять социальное действие с учетом «жизненного опыта» нашего сознания и, соответственно, субъективного восприятия социального контекста, в котором оно происходит.

^ 2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы


Как считал Шютц, предметом феноменологической социологии является все то, что считается "знанием" в обществе, делая акцент на том, что люди "знают " как "реальность ".
Социолог полагал, что мир состоит из множества реальностей -реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д. Но главной реальностью является наша повседневная жизнь. В работах Шютца речь идет об изучении обыденного, повседневного знания, исследовании того, как эти знания социально распределяются в конкретных группах людей в особой исторической и культурной обстановке и, конечно, того, как, полагаясь на эти знания, люди конструируют социальную реальность. «Под термином "социальная реальность», - пишет Шютц, - я понимаю всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в которых все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения»1.
Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою социальную реальность. К примеру, одно дело знание российской молодежи военных лет о таком социальном феномене как "немцы" и совсем другое представление об этом феномене у наших молодых современников. Феноменологов интересуют не только эти очевидные различия, но и то, как реальность ("немцы") конструируется, исходя из соответствующего знания и повседневных человеческих взаимодействий. Иначе говоря, социологи этой парадигмы занимаются изучением социальных интеракций и феноменов как «жизненного опыта» нашего сознания. «Исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук»2.
1 ^ Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.: Американская
социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. — С. 485
2 Там же. - С. 491
123

Типизация и конструирование идеальных типов


Как же у людей складывается запас повседневного знания? С помощью каких методов его исследовать?
Согласно феноменологической традиции, индивиды входят в контакт с окружающим миром прежде всего посредством чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. С их помощью начинается познание мира. Однако простое наличие чувств недостаточно для осмысления мира. Если люди будут воспринимать их чувственные ощущения такими, какими они лежат на поверхности, то они столкнутся с неупорядоченной массой впечатлений от цветов, звуков, запахов, ощущений. Чтобы разрешить эту проблему, люди организуют окружающий мир в явления, классифицируют их чувственный опыт в виде вещей, обладающими типичными характеристиками. Используя типизации, люди могут вступать в общее с другими людьми, будучи уверенными, что они видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас того, что Шютц назвал знанием здравого смысла, которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться. Знание здравого смысла, по Шютцу, состоит из конструктов первого порядка (идеальных типов) - обыденных интерпретаций социальных реалий.
Социолог считал, что эти конструкты первого порядка крайне важны для выполнения практических задач повседневной жизни. При этом Шютц особо подчеркивал, что знание здравого смысла не является раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции. Социолог признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразным образом, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере, частично действия других.
На основе интерпретаций и систематизации этих конструктов первого порядка социологи могут сформулировать конструкты второго порядка (идеальные типы научных понятий), составляющие собственно научное знание. Так становится возможной объективная, рациональная наука о субъективном знании. Эта наука также включает и конкретные методы, приемы сбора информации о знании вообще и повседневном знании, в особенности.
Задача феноменологической социологии в представлении Шютца — получить упорядоченное, научное знание о совокупности объектов и событий внутри интерсубъективного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью и связанных друг с другом интеракциями. Скажем, мы хотим изучить социальную реальность современного российского общества, для чего необходимо документально зафиксировать представления людей, принадлежащих к разным социальным группам об окружающих их объектах и явлениях, интерпретировать и систематизировать их.

Интерсубъективный мир


По мнению социолога, взаимодействие людей становится возможным, поскольку каждый индивид предполагает, что окружающие его видят социальные реалии, исходя из точно той же типизации объектов, что сами интерпретируемые объекты являются общими. Индивидуальный запас знаний
124
должен быть разделен с другими людьми. Адекватная коммуникация, адекватное понимание возникают благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира.
Интерсубъективный мир - это не частный мир, а общий, привычный социальный мир, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую социолог называет "домашней" группой. Но в сознании индивидов этот социокультурный мир выступает как мир объективный, независимый от них самих. При этом сами индивиды создают лишь определенное знание об интерсубъективном мире. В основном это знание (конструкты первого порядка) приобретается в ходе социализации благодаря взаимодействию с другими близкими членами "домашней" группы: «Мир (и природный, и социальный), -пишет Шютц, - с самого начала является интерсубъективным... наше знание о нем так или иначе социализировано. Более того, социальный мир с самого начала является миром значений. Другой человек воспринимается не как организм, а как такой же человек, а его явное поведение воспринимается не как событие в пространстве и времени внешнего мира, а как действия такого же человека, как и мы. Мы, как правило, "знаем", что делает Другой, ради чего он это делает, почему он делает это именно в данное время и в данных конкретных обстоятельствах» .
Знание в "домашней" группе может иметь частные компоненты, которые своеобразны у каждого индивида. Так, по Шютцу, запас повседневного знания, детерминирован биографией индивида. Социолог исходит из того, что в повседневной жизни каждый индивид вынужден осуществлять типизацию предметов и явлений вокруг себя, чем и определяется индивидуальный кругозор индивида, который социолог назвал биографической ситуацией индивида. В течение жизни человека его биографическая ситуация постоянно изменяется: число конструктов первого порядка постоянно увеличивается под влиянием как непосредственного восприятия мира, так и главным образом благодаря типизациям, накапливаемым с помощью языка. Биографическая ситуация, представляющая собой, по существу, осмысленный опыт человека, способствует накоплению знаний о мире, которые и позволяют индивиду понимать и интерпретировать социальные действия окружающий его людей. И так как личный опыт и знания каждого человека уникальны, то, соответственно, неповторимы и его интерпретации жизненных реалий, которые биографически детерминированы. Как же в таком случае возможны взаимное понимание людей, сама их коммуникация?

"Мы"-группа и "Они"-группа


Шютц особо подчеркивает, что для типизации объектов и оценки социальных действий каждый индивид использует ту шкалу измерений, которая характерна для его "домашней" группы, имеющей общие конструкты первого порядка. Однако интерсубъективный мир одной "домашней" группы может существенно отличаться от интерсубъективного мира другой "домашней" группы. Отсюда и проистекает то, что индивид из одной социальной группы ("домашней" группы) видит объекты иначе, чем человек из другой социальной группы. Именно благодаря интерсубъективности повседневное знание и жизнь
1 Там же. - С. 488
125
индивидов одной группы отличается от других. Так возникают различия между "Мы"-группа, в которой индивид чувствует себя как дома и "Они"-группа (иная группа, в которой сложно понять конструктуры первого порядка её членов, из-за чего возникают опасение и недоверия).
В социологии различия между "Мы"-группа и "Они"-группа (часто они просто называются "Мы" и "Они") трактуются как различия между внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Изучение пары противоположных отношений позволяет наблюдать "перерывы постепенности" в социальной реальности, сравнивать разные самости. Как считает Шютц, при переходе индивида из одной социальной группы в другую ему неизбежно приходится сталкиваться не только с иным социокультурным порядком, но и с тем, что члены новой группы руководствуются своими знаниями, имеют свою, специфическую шкалу измерения значений и социальных объектов. Для пришельца могут возникать и проблемные ситуации, и даже катаклизмы.
Отметим некоторые направления исследований, характерные для феноменологической парадигмы. Интерсубъективный мир содержит знание, включающее и убеждения, и элементы веры, которые реальны в том смысле, что так их определяют сами участники интеракции определенной социальной группы. Скажем, для некоторых племен, живущих сегодня в Австралии, колдовство не является обманом, а элементом их социальной реальности. Вследствие чего их обыденное знание может представлять интерес для изучения, чтобы получить общее представление об их жизни. Или - составить суждение о реалиях жизни в Советской России можно по документально зафиксированным знаниям людей того времени, принадлежавших к разным социальным группам, об окружающих их объектах и явлениях (дневники, кинофильмы, литературные произведения), а не по нашим современным знаниям - тому, как нам, "внешним" наблюдателям она кажется сегодня.

^ 3. Концепция дома


Что Шютц понимает под «домом»? - «Мы будем понимать под домом нулевую точку системы координат, которую мы приписываем миру, чтобы найти свое место в нем... Символическая характеристика понятия "дом" эмоционально окрашена и трудна для описания. Дом означает различные вещи для разных людей. Он означает, конечно, отцовский дом и родной язык, семью, друзей, любимый пейзаж и песни, что пела нам мать, определенным образом приготовленную пищу, привычные повседневные вещи, фольклор и личные привычки, - короче, особый способ жизни, составленный из маленьких и привычных элементов, дорогих нам»4. При этом социолог подчеркивает, что «дом означает одно для человека, который никогда не покидает его, другое -для того, кто обитает вдали от него, и третье - для тех, кто в него возвращается»5.
Особый интерес для Шютца представляет проблема реадаптации индивидов к своей "домашней" группе после того, как они её покинули, какое-то время жили в иных социальных группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Как складываются интеракции возвращающихся индивидов в свою родную
4 Шютц А. Возвращающийся домой. — Социс, 1995, № 2. — 139
5 Там же.
126
"домашнюю" группу с самыми близкими им прежде людьми? Проблема отнюдь не надуманная. Достаточно вспомнить нашумевший американский сериал "Рембо". Молодой, здравомыслящий американец, отмеченный всевозможными знаками отличия во время боевых действий во Вьетнаме, в социокультурном плане не может вернуться в свой прежний родной "дом": по совершенно новым меркам знания (с позиций иных конструктов первого порядка) он оценивает прежние социальные реалии и потому вступает в бесконечные конфликты с властями.
Сам Шютц столкнулся с этой проблемой ещё в молодые годы. Он принимал участие в боевых действиях в годы первой мировой войны и на себе испытал тяготы взаимонепонимания, трудности налаживания диалога с близкими людьми по возвращении домой. Возможно, именно этот личный опыт побудил его к серьезным научным исследованиям данной темы.
Прежде всего, Шютц отмечает, что положение возвращающегося отлично от положения чужестранца - последний готов к тому, что этот мир организован иначе, по сравнению с тем, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо - людей, которые жили с ним в одном пространстве и времени. Их интересы и цели были понятны. «Жить дома - это значит воспринимать другого как уникальную личность в живом настоящем, разделять с нею антиципации будущего в качестве планов, надежд и желаний, наконец, это означает шанс восстановить отношения, если они прерваны. Для каждого из партнеров чужая жизнь становится частью его автобиографии, элементом личной истории»6. Интерпретация объектов является общей для всех членов "домашней" группы: каждый индивид уверен, что он поймет других, а они - его. Даже какие-то инновации (болезнь, смерть) в условиях дома разрешаются рутинными способами.
Однако ситуация полностью меняется для покинувшего дом индивида. Солдат, ушедших на службу, нередко удивляют письма из дома - сказывается разрыв пространства и времени со своей группой, что отражается на интерпретациях объектов и явлений, которые уже рассматриваются через призму новой "домашней" группы, её иных конструктов первого порядка, а также уникальной биографической ситуации солдата. С другой стороны, когда возвращающийся домой будет говорить о своей жизни на фронте, может оказаться, что его поступки кажутся близким людям величайшим героизмом, в то время как сам он их представляет борьбой за выживание или выполнением долга. И напротив: героизм может вовсе игнорироваться людьми дома. Биографическая ситуация военной службы детерминирует особое восприятие социального мира солдатом. Шютц замечает, что в гражданском обществе солдат вынужден выбирать свои цели и средства, но не может, как в армии, следовать авторитету или руководству. Поэтому он зачастую чувствует себя "как ребенок без матери". Для всех возвращающихся справедливо, что вернувшийся человек уже не тот, что был, ни для себя, ни для тех, кто ждал его возвращения. «Здесь, - пишет Шютц, - оказывается под вопросом ни много, ни мало, как обратимость внутреннего времени. Эта та самая проблема, которую Гераклит выразил афоризмом о невозможности войти в одну и ту же реку дважды... Даже если мы возвращаемся домой после короткого перерыва, мы обнаруживаем, что старое, привычное окружение приобретает дополнительное значение, возникающее из нашего опыта в период отсутствия: вещи и люди, по
' Там же. - С. 140
127
крайней мере в начале, имеют другие облики. И требуется определенное усилие, чтобы трансформировать нашу деятельность в рутинное русло и реактивировать наши прежние отношения с людьми и вещами»7.
Из сказанного социолог приходит к практическому выводу о том, что следует всех готовить к возвращению ветеранов в домашнюю группу. "Через прессу и радио следует разъяснять домочадцам, что человек, которого они ждут, уже не тот, другой, и даже не такой, каким его воображают. Повернуть пропагандистскую машину в противоположном направлении, разрушить псевдотипы батальной жизни и жизни солдата вообще и заменить его на правду - не простая задача. Но необходимо уничтожить прославление сомнительного голливудского героизма и нарисовать реалистическую картину того, как эти люди думают и чувствуют, - картину не менее достойную и взывающую к памяти. Поначалу не только родина покажет возвращающемуся домой незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет"8.

^ 4. "Мы" и "Они" в российском обществе


Разумеется, феноменологическая социология Шютца не ограничивается возможностями исследования поведения военнослужащих, эмигрантов, путешественников или чужестранцев. Её теоретико-методологический инструментарий может быть использована и для более масштабных исследований. Так, ныне в России идет бурный процесс образования все новых социальных групп, каждая из которых имеет свои знания социальной реальности, которые подчас несовместимы друг с другом. И эта несовместимость множественных "Мы" и "Они" представляет нынешнюю социальную реальность.
Особенно это касается коллективных представлений различных социальных групп. Так, если в советское время патриотизм считался само собой разумеющейся, самоочевидной реальностью для всех, то ныне ту или иную форму патриотизма довольно трудно поддерживать в качестве общего знания. Многочисленность представлений патриотизма создает основу для относительности его содержания, и данный феномен утрачивает положение само собой разумеющейся реальности.
Феноменологическая парадигма позволяет также изучать, как представители разных социальных групп через призму своих знаний интерпретируют объекты и явления, к каким потенциально социальным действиям ведет несовместимость множественных образов социальной реальности, как сами люди, исходя из своей социализации, существующих социокультурных ценностей, определяют своё имущественное положение, отношение к социально престижным статусам и в целом социальное положение.
Скажем, в советские времена многие граждане, особенно партийно-государственные работники, относили себя к считавшейся в то время престижной социально-этнической группе - "русские". Аналогично, сегодня социологи обратили внимание на то, что некоторые люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в силу разных мотивов не считают себя представителями класса предпринимателей или "новых русских", а продолжают относить себя к рабочим, интеллигенции и т.д., что может проявляться и в их мышлении, и в их социальных действиях. Значит, субъективные представления
7 Там же. - С. 141
8 Там же. - С. 142
128
о своей социальной принадлежности могут принимать вполне реальные очертания в повседневной жизни.
Феноменологи исходят из того, что начиная с детства на уровне повседневного общения, у индивидов по мере усвоения социокультурных ценностей складывает определенное видение себя в "домашней" социальной группе и определенное представление об этой группе. Эта группа видится как некое "Мы" в противоположность тому, что где-то есть другие люди - "Они", -у которых свой мир, своя жизнь. В сопоставлении своего "Мы" с другими "Они" вырабатывается социальная самоидентификация индивидов. Социальная самоидентификация формируется стихийно в процессе социализации у каждого человека и в последствии так или иначе влияет на выбор жизненных стратегий, на степень готовности людей к взаимодействию с представителями других социальных групп.
Разве мы ежедневно не сталкиваемся с тем, что кое-кто говорит и действует, исходя из своей принадлежности к определенному "Мы". Так появляется: "Мы - рабочие" или "Мы - офицеры, промышленники" и т.д. В каждой социальной группе складывается своё отношение к другим "Они". В зависимости от характера доминирующих социокультурных ценностей в сознании индивидов это отношение может быть самых разных оттенков -уважительное, боязливое, высокомерное, враждебное. Так, ещё недавно виноватыми во всех наших проблемах были "Они - буржуи". Дух отношения к "Ним" прекрасно выражен у В. Маяковского: "Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй".
Социологические исследования свидетельствуют, что до сих пор у значительных социальных групп страны остается враждебное отношение к бизнесменам, предпринимателям, фермерам. Однако характер взаимоотношений "Мы" и "Они", конечно, постепенно меняется при изменении социокультурных ценностей, и это можно наблюдать в современных российских реалиях. У россиян постепенно складывается иное видение того, что есть рабочий класс, интеллигенция, интеллектуалы, офицерство, предприниматели и т.д.
По мнению феноменологов, объективное хотя и влияет на формирование классов и социальных групп, но субъективная социальная самоидентификация индивидов играет значительно большую роль при формировании социальных действий и интересов, социальных жизненных стратегий. Поэтому весьма значимым для общества является то, как государство интерпретирует интересы социальных групп, оказывая тем самым огромное влияние на субъективную социальную самоидентификацию людей. Если в недавнем прошлом всячески возвеличивались "особые интересы" рабочего класса, как "интересы социального прогресса" (отнюдь не случайно многие относили себя к рабочим), то теперь взят иной крен - насыщение рынка товарами, политическая демократия ассоциируется с деятельностью класса предпринимателей. Это не способствует формированию толерантной ментальное™ в различных социальных группах и, соответственно, социальной стабилизации. Не менее важно и то, что люди, оказывающиеся в "низших" социальных группах, как правило, менее способны к выбору активных жизненных стратегий, полагая, что такое социальное поведение "не для них".
129
Во многих учебниках и учебных пособиях Вы встретитесь с суждениями о том, что феноменологическая социология Шютца является парадигмой, исследующей социальные реалии на микро уровне. Безусловно, это так. Но не только. Другие исследователи творчества этого социолога не без основания отмечают, что данная парадигма позволяет диалектически исследовать процессы как на микро, так и на макро уровнях. Представляется, вторая позиция более правильная. В самом деле, характер интерсубъективных миров, отношений «Мы» и «Они», несомненно, влияет на макро социальные структуры общества. По результатам исследования интерсубъективных миров конкретных социальных групп можно сделать представления об общественном сознании в целом. Этот методологический подход прекрасно применяют ученики Шютца -П. Бергер и Т. Лукман. Об их вкладе в развитие феноменологической социологии речь пойдет в следующей теме.

^ Вопросы на развитие социологического воображения:


1. 11 сентября 2001 года Америка подверглась беспрецедентным
террористическим атакам. Однако восприняты они были далеко не однозначно:
в одних регионах мира люди выражали боль и скорбь, а в других - откровенно
радовались случившемуся. Как Вы это объясните с позиций
феноменологической социологии? Можно ли терроризм победить только
силовыми и экономическими акциями? Что по Вашему нужно предпринять,
чтобы в мире постепенно формировались более толерантные отношения между
многочисленными «Мы» и «Они»?

  1. Сегодня и в мире, и в России обострились национальные конфликты. В
    чем Вы видите основные причины тому? Аргументируйте Ваш ответ с позиций
    конфликтной и феноменологической парадигм.

  2. Не приходилось ли Вам сталкиваться со следующей ситуацией. В школе
    у Вас был очень близкий друг (подруга). Вы понимали друг друга без слов,
    могли часами быть вместе. Но по окончании школы ваши пути разошлись. И
    вот через 2-3 года Вы неожиданно встречаетесь вновь. Однако после радости
    встречи Вы вдруг неожиданно для себя замечаете, что говорить-то Вам не о
    чем. Как Вы это объясните? Используйте положения феноменологической
    социологии.

^ Основные термины и выражения:


Феноменологическая социология, повседневный жизненный мир, «домашний мир», плюрализация жизненных миров, субъективное восприятие социального контекста, повседневное знание, конструирование социальной реальности, знание здравого смысла, конструкты первого порядка, конструкты, второго порядка, научное знание, интерсубъективный мир, биографическая ситуация индивида, «Мы»-группа, «Они»-группа, концепция дома, социальная самоидентификация индивида
130

ЛИТЕРАТУРА


Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. - Раздел "Феноменологическая социология"
Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишке: Издательство «Одиссей», 1997. - Глава XII
Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996. - Главы 2-5
Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт-Петербург: Издательство «Ольга», 1996. - Часть II, глава 3, раздел 2
^ Давыдов Ю.Н. социологический радикализм и феноменологическая социология. - История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000
Ионин Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии. А. Шюц и этнометодология. В кн.: История теоретической социологии. Том 3. М.: Канон, 1998 - Глава десятая, §§ 1, 3
^ Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1978
Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. - Раздел "Альфред Шюц и социология повседневности"
Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А. Кравченко. М.: Экзамен, 2001
^ ШютцА. Возвращающийся домой. - Социс, 1995, № 2
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994
Haralambos M., Holborn M. Sociology. - Collins Educational, 1995. -Chapter 14 - "Sociological Theory"
Ritzer G. Classical sociological theory. - McGraw Higher Education, 2000. -Chapter 13 "Alfred Schutz"
131 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.