.RU

Общий цикл решения проблем - Общий обзор нейро-лингвистического программирования


^ Общий цикл решения проблем


Процесс определения «проблемного пространства» и «пространства решения» включает в себя общий цикл сбора информации и применения ее на практике, который отражает два центральных критерия эффективного лидерства в решении проблем. Наиболее удачные решения должны наиболее полно охватывать элементы системы, поддерживающие существование проблемы. Таким образом, эффективное решение проблем должно обеспечивать равновесие между доскональностью и релевантностью.
Доскональность подразумевает проверку всех возможных факторов, работающих на ту или иную проблему или цель. Релевантность заключается в определении факторов, наиболее значимых для возникновения проблемы или достижения цели либо обеспечивающих наибольшее влияние на текущее состояние проблемы. Таким образом, в решении проблемы

^ Рис. 48. Цикл решения проблемы
существует непрерывный цикл, включающий 1) доскональное изучение факторов проблемы и потенциальных элементов проблемного пространства и 2) определение того, какие из этих факторов и элементов являются наиболее значимыми для возникновения и, следовательно, решения проблемы.
Процесс извлечения значимой информации состоит из следующих стадий (рис. 48):
а) сбор информации о проблеме и проблемном состоянии;
б) фильтрация информации с целью отбора наиболее подходящих факторов и точек воздействия;
в) применение собранной и отфильтрованной информации при осуществлении плана или решения.
Обычно проблемы решаются не за один цикл, а в результате ряда последовательных приближений, в процессе которых множественные повторения цикла сходятся к наиболее эффективному решению (рис. 49). После того как информация собрана, отфильтрована и применена на практике, результаты цикла оцениваются, и затем к ним применяется следующий цикл. Снова происходит сбор, фильтрация и применение информации. Подобную серию последовательных приближений можно охарактеризовать в терминах цикла «разработка — решение». В фазе «разработки» собираются знания, необходимые для исчерпывающей проверки всех потенциально значимых факторов. В фазе «решения» информация фильтруется на предмет релевантности и используется для перехода к следующей стадии или промежуточному состоянию на пути к окончательному решению.

^ Рис. 49. Последовательность циклов «разработки - решения»

Ключевые элементы пунктуации проблемного пространства — модель SCORE


Проблему по существу можно определить как промежуток между вашим текущим состоянием и желаемым состоянием; к ней также относятся вопросы, которые необходимо решить для того, чтобы перейти в желаемое состояние.
Полезная при решении проблем модель SCORE ( Dilts & Epstein, 1987, 1991) идентифицирует первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации относительно проблемного пространства, связанного с той или иной целью или процессом изменений. Аббревиатура используется вместо слов symptoms, causes, outcome, resources и effects — симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффект. Эти элементы представляют собой минимальный объем информации, который необходимо собрать для эффективной работы с проблемным пространством.
При продвижении к желаемому состоянию, например, симптомы выражаются в форме ограничений, сопротивления и помех, препятствующих достижению результата. Симптомы обычно являются наиболее очевидным аспектом проблемы. Характерным симптомом для компании может быть спад прибыли или производства.
Разумеется, эффективное решение проблем подразумевает поиск и проработку причин того или иного симптома или ряда симптомов. Причины нередко оказываются менее очевидными, более широкими и системными по своей природе, чем конкретные симптомы, проявившиеся в текущий момент. Падение прибыли или производства может быть результатом конкуренции, организационных проблем, проблем лидерства, изменения рынка, изменения технологии, работы коммуникационных каналов или чего-то другого. То, что вы идентифицируете как причину, предопределяет область, в которой вы будете искать решение.
Желаемый эффект достижения определенного состояния или результата мог также оказаться значимым фактором в определении проблемного пространства. Специфический результат, как правило, является лишь этапом на пути к долговременным желаемым последствиям. Иногда способ достижения I результата может на самом деле помешать достижению долговременной цели; иными словами, можно «выиграть битву, но проиграть войну».
Таким образом, проблемное пространство определяется | взаимосвязью между целью и результатом, видом симптомов, Е сопровождающих путь к достижению результата, причинами I этих симптомов и долговременным желаемым эффектом достижения данного результата. Для того чтобы найти ресурсы, которые обеспечат эффективное избавление от тех или иных симптомов, необходимо знать причины этих симптомов, желаемый результат и конечный эффект, к которому следует . стремиться.
Навыки лидерства могут потребоваться при определении любого элемента пространства SCORE. Помимо поиска потенциальных ресурсов и альтернатив, с помощью этих навыков можно установить результаты, оценить эффект, определить и измерить симптомы и раскрыть причины.
При определении данных элементов пространств проблемы и решения может возникнуть необходимость в том, чтобы 1) сгруппировать информацию в блоки большего или меньшего размера, 2) сосредоточить внимание на различных аспектах проблемного пространства, 3) воспользоваться различными ракурсами и позициями восприятия и 4) создать множественные описания проблемы и потенциальных решений.
Навыки лидерства могут применяться в различных областях решения проблем, не все из которых приводят к решению, но все могут пригодиться при выработке этого решения. В зависимости от того, насколько специфической или общей является проблемная ситуация, процесс решения проблемы может привести к непосредственному результату или обеспечить лишь несколько шагов по достижению данного результата. Некоторые решения могут потребовать существенного количества усилий, прикладываемых в течение нескольких месяцев или лет. Процесс определения симптомов, результатов, причин и потенциального эффекта является непрерывным.

^ Операционные подходы к решению проблем


Существует несколько различных подходов к решению проблем, в зависимости от того, что известно, а что является неизвестным в пределах конкретного проблемного пространства.
В случае если мы располагаем относительно полной информацией общего уровня, операционное решение проблем заключается в том, чтобы сначала сформулировать проблему в общем виде, а затем разбивать ее на составные части и элементы, чтобы определить потенциальные ресурсы и области решений (рис. 50).

^ Рис. 50. Первый путь «разделение» общей формулировки проблемы на составные элементы
При отсутствии уверенного или полного общего понимания проблемы операционное решение проблемы начинается со сбора всевозможной информации относительно компонентов и элементов проблемного пространства, а затем синтезирует эти элементы в общее понимание и формулировку всей проблемы (рис. 51).

^ Рис. 51. Второй путь: «объединение» специфических элементов проблемы в общее понимание проблемного пространства
Когда и общее понимание проблемы и представления об отдельных ее элементах являются неполными или неопределенными, операционное решение проблемы начинается с сосредоточения внимания на наиболее определенных аспектах и детализации либо расширения поля деятельности. В результате этого вырабатываются предположения или приблизительные оценки относительно других составляющих частей и элементов проблемного пространства (рис. 52).

^ Практическое применение и средства


Оставшаяся часть данного раздела содержит ряд средств и стратегий, которые могут быть использованы при решении на практике проблемных ситуаций, выявленных в ходе описанного в данной главе исследования.

^ Определение SCORE


Когнитивные навыки решения проблем включают в себя способность определять «проблемное пространство» ситуации и
потенциальные области «пространства решений» за счет установления взаимосвязей между элементами, описываемыми моделью SCORE:
A. Симптомы — как правило, самые заметные и осознанные аспекты настоящей проблемы или проблемного состояния, например недоразумения и конфликты, связанные с изменениями политики или технологий.
Б. Причины — скрытые элементы, ответственные за возникновение и поддержку симптомов, например негибкие или устаревшие когнитивные карты или ограничивающие убеждения и допущения (мысли-вирусы), которые приводят к конфликтам или недоразумениям.
B. Результаты — конкретные цели или желаемые состояния, которые должны занять место симптомов, такие как принятие и осуществление новой политики или технологии.
Г. Ресурсы — скрытые элементы, ответственные за устранение причин симптомов, а также за проявление и обеспечение желаемых результатов; в том числе средства и альтернативы, служащие для передачи и уточнения всех «где», «когда», «что», «как», «почему» и «кто», имеющих отношение к изменениям политики или технологии.
Д. Эффект — долговременные результаты достижения определенной цели, например, повышение продуктивности, прибыльности или качества работы, которое ожидается в результате изменения политики или технологии.

^ Вопросы для определения «проблемного пространства»


Ответьте на приведенные ниже вопросы, чтобы определить основное «проблемное пространство» вашей проблемы или ситуации.
1. Каков симптом этой проблемы?
2. Какова причина данного симптома этой проблемы?
3. Каков желаемый результат или цель применительно к этой проблеме?
4. К какому долговременному эффекту приведет достижение этой цели?
5. Какой ресурс позволит устранить данную причину?
6. Какой ресурс позволит достичь результата?

Выявление множественных моделей SCORE


Сложные, системные проблемы нередко заявляют о себе более чем одним симптомом; и у каждого отдельного симптома может быть множество причин. Как проекты, так и проблемы могут включать в себя несколько различных желаемых результатов и последствий. При сборе информации относительно той или иной проблемы или проблемного состояния нередко бывает необходимо определить и синтезировать множественные симптомы, результаты и т. д.
Например, в многоуровневой организации проблема может проявиться различными симптомами на различных уровнях. То есть симптомом проблемы качества для менеджера по производству окажется «повышение себестоимости», а для менеджера по маркетингу — «снижение продаж». Эффективное решение проблем в организации требует распознания подобных симптомов и их взаимосвязей. Иногда для того, чтобы успешно диагностировать проблему, ее причины и потенциальные решения, бывает необходимо рассмотреть взаимосвязи между несколькими различными симптомами.
Другой вопрос, связанный со сложными проблемами или проблемным пространством, относится к уровню, на котором проявились симптом, причина, результат и т. д. Так, симптом может возникнуть на уровне поведения (например, спад активности или производительности труда), однако причина подобного симптома может отыскаться на другом уровне. Производительности труда могут серьезно помешать влияния окружения, однако причиной тому может оказаться мотивационное вмешательство со стороны уровня убеждений или ценностей или дефицит способностей, таких как навыки общения или лидерства.
Таким образом, может возникнуть необходимость отыскать симптомы, причины, результаты и т.д. на различных уровнях процесса, с тем чтобы эффективно определить все проблемное пространство.
На следующих страницах представлен метод, с помощью которого можно установить и синтезировать многочисленные ракурсы того или иного проблемного состояния. Предложив различным сотрудникам ответить на вопросы SCORE, можно собрать значительное количество разнообразных точек зрения на элементы, составляющие ту или иную проблему. Синтез этих ответов позволит осмыслить полученную информацию и составить план или решение.
Предлагаемый инструмент обеспечивает пространство для сбора многочисленных ответов, связанных с различными особенностями SCORE. С его помощью можно суммировать или оформить различные точки зрения на проблемное пространство соответственно функции или роли отвечающего на вопросы человека. Это позволяет нам увидеть, насколько по-разному одна и та же проблема может представляться сотрудникам различных уровней системы.

^ Итоговое описание проблемного состояния


Заполните пробелы, чтобы суммировать и соотнести различные взгляды на симптомы и причины, ассоциированные с проблемным пространством.
Участник команды №1__________________________________________________________

Симптомы


______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Причины


______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Участник команды №2__________________________________________________________

Симптомы


______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Причины


______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Участник команды №3__________________________________________________________

Симптомы


______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Причины


______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.