.RU

Методическая разработка практического занятия для студентов по дисциплине «Фармакология»

Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Балаковский медицинский колледж»

Методическая разработка


практического занятия для студентов
по дисциплине «Фармакология»

Тема:

«Твердые, жидкие, мягкие лекарственные формы, аэрозоли, лекарственные формы для инъекций. Расчет доз. Выписывание рецептов на различные виды лекарственных форм»


Специальность:

для всех специальностей

Место проведения

: кабинет фармакологии

Продолжительность занятия:

4 часа

Курс:

2 курс

Составил преподаватель: Клюева И.А.


Утверждено на заседании ЦМК


Протокол № 4 от «16»декабря 2009г.


Председатель: _________ /Лаврентьева Л.В.


Балаково 2009

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Схема интегративных связей

  2. Цели занятия

  3. Учебные карты для самостоятельной работы

  4. Теоретическое содержание занятия с пояснениями

  5. Критерии оценки знаний и умений студентов

  6. Приложения

  7. Литература

  8. Оснащение, перечень выполняемых манипуляций

^ СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ


Истоки Выход


Педиатрия


Биология


Химия


Фиксированная контрольная работа


ИГА


Профессиональ


-ная деятельность


Терапия


Хирургия


Тема: «Рецепт. Лекарственные формы. Расчет доз»


Акушерство


Физика Математика


Латинский язык


Технология лек форм


Клинические дисциплины



^ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

:

- учебные



  1. Ознакомить студентов с современными лекарственными формами, их правильным использованием для получения необходимого лечебного эффекта.

  2. Ознакомить студентов с правилами оформления рецептов на различные лекарственные формы.

  3. Научить студентов рассчитывать количество таблеток, капсул, объем лекарственного средства для применения внутрь в жидком виде, а также рассчитывать дозы при парентеральном введении лекарственных средств.

  4. Научить пользоваться справочной, учебной и научной литературой по лекарственным средствам.

  5. Научить навыкам написания информационно-аналитических рефератов.

- развивающие



  1. Развивать наблюдательность, умение анализировать ситуацию.

  2. Развитие познавательной активности, поисковой деятельности.

  3. Научить работать самостоятельно, быть инициативными, настойчивыми.

  4. Научить навыкам составления и передачи фармакологической информации для коллег и населения.

  5. Развивать логическое мышление.

- воспитательные



  1. Воспитывать добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, стремление к самосовершенствованию.

  2. Воспитывать у студентов чувство сострадания к больным, ответственность за их жизнь, здоровье.

  3. Воспитывать аккуратность, собранность.

  4. Воспитывать культуру речи, поведения.

^ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:


Знать

: понятия лекарственное вещество, средство, форма, препарат; виды лекарственных форм; формы рецептурных бланков; правила оформления рецепта; правила хранения и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ; современные твердые ЛФ, особенности их применения, значение капсул и правильное их использование; применение и особенности действия мазей, паст, суппозиториев вагинальных и ректальных, пластырей; основные жидкие ЛФ, виды растворов, их применение, применение настоев и отваров, настоек и экстрактов, эмульсий и суспензий, микстур, слизей, сиропов, линиментов, аэрозолей, виды капель, их применение; требования к лекарственным формам для инъекций, ЛФ для подкожного, внутримышечного и внутривенного введения.

Уметь

:

- пользоваться справочной литературой;
- рассчитывать количество таблеток и капсул, пользуясь справочной литературой выписывать рецепты на твердые лекарственные формы, давать рекомендации по правильному их использованию;
- пользуясь справочной литературой выписывать рецепты на мягкие лекарственные формы, давать рекомендации по правильному их применению;
- рассчитывать объем ЛС для применения внутрь в жидком виде, пользуясь справочной литературой выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы, давать рекомендации по правильному их применению;
- рассчитывать дозы при парентеральном введении ЛС, пользуясь справочной литературой выписывать рецепты на лекарственные формы в ампулах и флаконах.

^ УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ТЕМЕ:

«Твердые, жидкие, мягкие лекарственные формы, аэрозоли, лекарственные формы для инъекций. Расчет доз. Выписывание рецептов на различные виды лекарственных форм»

^ Этапы работы



Способы выполнения.



Оснащение



Вопросы для самоконтроля.



1.Латинские названия лекарственных форм

Диктант





2.Повторение теоретического материала

-повторить конспекты лекций №1 №2;
-учебники «Фармакология с рецептурой» под редакцией Гаевого М.Д. стр. 433-470; под ред. Виноградова В.М. стр 22-69; Харкевич Д.А. стр. 397 – 439;
- данное методическое пособие.

-конспекты лекций №1 №2;
-«Фармакология с рецептурой» под редакцией Гаевого М.Д.; под ред. Виноградова В.М.;
Харкевич Д.А.;
-данное методическое пособие;
- рецептурные бланки (приложение к методическому пособию)

1. Виды лекарственных форм; 2.Формы рецептурных бланков; правила оформления рецепта; 3.Современные твердые ЛФ, особенности их применения;
4. Применение и особенности действия мазей, паст, суппозиториев вагинальных и ректальных, пластырей;
5. Жидкие ЛФ, виды растворов, применение настоев и отваров, настоек и экстрактов, эмульсий и суспензий, микстур, слизей, сиропов, линиментов, аэрозолей, виды капель, их применение;
6. Требования к ЛФ для инъекций, ЛФ для подкожного, внутримышечного и внутривенного введения.

3. Работа со справочником

Пользуясь справочником, найти и изучить статью на лекарственный препарат парацетамол.

-«Лекарственные средства» Машковский М.Д.

1. Из каких разделов состоит справочник?
2. Как найти необходимую информацию на искомый препарат?
3. Из каких разделов состоит каждая статья на ЛП?

4. Расчет доз в различных лекарственных формах

Изучить данный раздел в методическом пособии

-данное методическое пособие.

Решение предложенных задач для закрепления изученного материала.

5. Выписывание рецептов на различные лекарственные формы.

Выписывание рецептов с использованием данного методического пособия и справочной литературы

-данное методическое пособие
-«Лекарственные средства» Машковский М.Д

1. Как выписываются твердые лекарственные формы?
2. Как выписываются жидкие лекарственные формы?
3. Как выписываются мягкие лекарственные формы?
4. Как выписываются лекарственные формы для инъекций?

Тема:

«Твердые, жидкие, мягкие лекарственные формы, аэрозоли, лекарственные формы для инъекций. Расчет доз. Выписывание рецептов на различные виды лекарственных форм».



  1. План изложения теоретического материала



  1. Рецепт. Особенности оформления рецепта.

  2. Твердые лекарственные формы. Образцы выписывания рецептов.

  3. Мягкие лекарственные формы. Образцы выписывания рецептов.

  4. Жидкие лекарственные формы. Расчет объема и концентрации жидких лекарственных форм для внутреннего применения. Образцы выписывания рецептов.

  5. Аэрозоли. Образцы выписывания рецептов.

  6. Лекарственные формы для инъекций. Требования к ним. Образцы выписывания рецептов.

  7. Расчет доз в различных лекарственных формах



  1. Рецепт



Все ЛП готовят по НТД, утвержденной в установленном порядке. Одним из таких документов является рецепт.

Рецепт

– это письменное обращение врача в аптеку об изготовлении по индивидуальной прописи или отпуске стандартного препарата для больного.
Рецепт должен выписываться на специальном бланке, отпечатанном типографским способом.
На каждом рецептурном бланке (РБ) д.б. в определенной последовательности следующие реквизиты

  1. Штамп ЛПУ с указанием адреса и № телефона (№ и данные лицензии для ЧП врача)

  2. Дата выписки рецепта

  3. ФИО больного

  4. Возраст

  5. ФИО врача

  6. Обращение врача к фармацевту и состав лекарства

  7. Обозначение ЛФ

  8. Способ применения

  9. Подпись и личная печать врача

Рецепт имеет важное медицинское значение. Это документ, который является основанием для отпуска ЛП, содержатся указания о дозах ЛВ, о порядке применения больным ЛП.

Группа ЛП



Наркотические, психотропные II списка

Этиловый спирт; психотропные IIIсписка; ЛП списков А и Б, подлежащие ПКУ;
анаболические стероиды

ЛП списков А и Б, не входящие в отд. списки, все прочие (Varia)

б/пл и льготные

Форма РБ



Розовый спец бланк с водяными знаками и серийным номером

№148-1/у88

№148-1/107/у

№148-1/у-04(л) р
№148-1/у-06(л) к

^ Штамп ЛПУ



+

+

+

Личная печать


и подпись врача



+

+

+

^ Подпись главного врача



+

-

-

Круглая печать ЛПУ



+

-

-

^ Печать ЛПУ


«Для рецептов»



-

+

-

Примечание



Заполняются лично врачом; дублируют на №148-1/у88

В 2-ух экземплярах

-

Количество ЛП



1

1

До 3-ёх ЛП одновременно

^ Срок действия рецепта



5 дней

10 дней

2 месяца

1 месяц

^ Срок хранения рецепта в аптеке (в сейфе)



10лет

3 года
Льготные и б/пл – 5лет

Не хранятся

Приказ МЗ РФ №110 от 12.02.07 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств…»



  1. Рецепт должен выписываться в рамках компетентности врача с учетом возраста больного, характера действия входящих ингредиентов, порядка оплаты и только при наличии соответствующих показаний. При выписывании должны быть заполнены все графы.

  2. Рецепт выписывается четко и разборчиво шариковой ручкой на РБ установленного образца.

  3. Латинский текст начинается с обращения к фармацевту. Сокращения разрешаются только принятые. Способ применения пишется подробно и на русском языке.

  4. При необходимости экстренного отпуска ЛП в верхней части РБ пишут Cito- срочно или Statim- немедленно.

  5. ЧП врачам запрещено выписывать наркотические и психотропные препараты.

  6. Фельдшера и акушерки могут выписывать лекарства для оказания экстренной помощи.

  7. Стоматологи и зубные врачи имеют право прописывать за своей подписью ЛС специального перечня только для применения в стоматологическом кабинете без права выдачи пациентам на руки.

  8. Иммунодепрессанты, противоопухолевые, иммуностимуляторы, противотуберкулезные, противодиабетические ЛП, ЛВ, влияющие на эндокринную систему (кроме кортикостероидов и инсулина по неотложным показаниям) выписывают только врачи-специалисты соответствующего профиля (гематолог, фтизиатр, эндокринолог).

  9. Этиловый спирт по рецепту до 50,0 с надписью «для компрессов» с указанием степени разведения, а также в смеси с другими ингредиентами при индивидуальном изготовлении лекарств не более 50,0 и 100,0 хроническим больным с надписью «по спец назначению» (+ подпись и личная печать врача и печать ЛПУ «для рецептов»).

  10. При возникновении у фармацевта неясностей, он должен связаться с врачом, уточнить сведения. После чего ЛП отпускается больному.

  11. Все неправильно выписанные рецепты гасятся штампом «рецепт не действителен», регистрируется в специальном журнале. Информация передается руководителю соответствующего ЛПУ для принятия мер воздействия на работника, нарушившего правила выписывания рецепта.

  12. Врач, фельдшер, акушерка, зубной врач несут дисциплинарную, административную и иные виды ответственности, предусмотренные законодательством РФ, за выписанные ими рецепты, правильность назначения и дозирования препаратов.

  13. Если РБ остается в аптеке, то больному выдают сигнатуру.

Если в рецепте выписан индивидуальный состав ЛП, то такая пропись называется магистральной (

^ Formulae magisralis).

При выписывании таких прописей на первое место принято ставить наиболее ядовитые и сильнодействующие ЛВ, а затем все остальные.
В рецепте могут быть прописаны стандартные ЛП. Их составы приведены в ГФ. Нп: мазь камфорная, 5% раствор аскорбиновой кислоты для инъекций. Их называют официнальными (

Formulae officinalis

). К стандартным относятся и ЛП, носящие имя автора – раствор Люголя, линимент Вишневского, раствор Рингера-Локка и тд. Иногда их называют мануальными (

Formulae manualis

).
В рецептах прописывают так же так называемые готовые ЛП - ГЛП, которые готовят на заводах по промышленному регламенту. Составы ГЛП также стандартные – таблетки анальгина по 0,5; таблетки преднизолона 0,005 или 0,001; раствор витамина В6 1%, 2,5% или 5% для инъекций.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.