.RU

1,Предмет и метод истории отечественного государства и права - 6


Феодалы. 

Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, "слуг под дворским". 

^ Служилые князья

 составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако они сохранили право собственности на землю. Но поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья стали наиболее крупными землевладельцами. Они занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной. Впоследствии служилые князья слились с верхушкой боярства. 

Бояре

, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве. 
Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу. Чин боярин утратил свое прежнее значение. Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь данный термин стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). 
В связи с тем что

теперешние же бояре

 - вчерашние удельные князья - 

были настроены весьма оппозиционно

, великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. 

Дворяне

 формировались прежде всего при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях. 

^ Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь.

 В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах. 

Крестьяне

 
Сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым - "крестьяне" (от "христиане"), хотя в XV в. употребляется и древний - "смерды". 
Крестьянство делилось на две категории - 

чернотяглых и владельческих


Владельческие

 крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, 

чернотяглые

 крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV в. знаменуется прикреплением чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих. 

^ Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян

, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. 

^ Организованное закрепощение началось с того

, что великие князья особыми грамотами закрепляли за владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы. Старожильцы - это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). 
Следующую группу зависимых людей составляли 

серебряники

. Это были люди, взявшие у феодала "серебро", т.е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто бывало трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли. 
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - 

бобыли

. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. не облагаемую налогами). Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины.Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое. 

Холопы

. Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, монголо-татары уводили громадное число русских в рабство.Холопы подразделялись на несколько групп. 

^ Имелись большие, полные и докладные холопы. 


1. Большие холопы 

- это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. 

^ 2. Полные и докладные холопы

 работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. 
Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. 
Число холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. 
С сокращением числа холопов возникает новый разряд людей - 

кабальные люди

. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 - 5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной. 

^ Городское население

. Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости-детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому, "черному" люду.Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших тем или иным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. 
Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей 

^ 28крестьянская реформа.

В начале января 1857 по указанию царя был образован секретный комитет, которому поручалась разработкаосновного проекта отмены крепостного права. В январе 1858 г секретный комитет был преобразован в главный комитет по устройству сельского населения под председательством царя. 19 февраля 1861 царем был подписан манифест об освоблждении крестьян от крепостной зависимости и комитет законов об отмене креспостного права . главные условия реформы:1. Крестьяне получали личную свободу и пораво свободно распоряжаться своим имуществом .2. за пользование наделенной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить рброк и не имели права отказаться в течении 9 лет. 3. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах которые писали помещики на каждое имение.

^ 29 Центральные органы государственного управления Московской Руси в конце 15-первой половине 16вв.


Центральные органы государственной власти и управления

 
С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим князем “всея Руси” и “самодержцем”. Правда, термин “самодержец” имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость и государственный суверенитет Русского государства. 

^ Дума состояла из людей четырех степеней:

 бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20—30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями и, как правило, были докладчиками по делам, формулировали решения Думы. Тем более, что старая феодальная знать понесла большие потери во времена опричнины. 
30

^ Земская и городская реформы второй половины 19 в.


Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права. 
Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог. 
Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления. 
Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». 1864 
Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д. 
Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства. 
Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям: 
1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов); 
2) представители сельских обществ; 
3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год). 
Формировались губернские собрания из представителей земских собраний. 
Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов. 
Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление. 
Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе. 
16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе. 
Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой). 
Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором. 
Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков. 
Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше. 
Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана. 
Компетенция городских учреждений: 
1) назначение выборных должностных лиц; 
2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.); 
3) управление городским имуществом; 
4) городская недвижимость; 
5) кредиты-займы. 
Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор. 
31,

Органы местного управления самоуправления в Московской Руси (конец XV – первая половина XVI вв.)

 

Кратко

 
Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций. В 40-50-е гг. XVI в. была проведена реформа местного самоуправления - учреждены выборные земские и губные избы для решения местных дел. 

Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик

. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории. 

Низшей административной единицей была волость

, во главе которой стоял сотский (сотник), или староста, волость владела землей; крестьяне, признавая верховным собственником великого князя, совместно распоряжались лесами, лугами, землями. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности, наместничьи корца. Центром волостного управления была волостная канцелярия - казна (столец). Там же решались мелкие судебные дела. Из жителей выделялись свидетели на судебные процессы и судные мужи, участвовавшие в судопроизводстве. Крестьяне-волощане обладали правом продавать землю.Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю. 
32.

^ Судебная реформа во второй половине 19 в.


1. Предпосылки проведения судебной реформы Система судоустройства России до середины XIX в. стро¬илась в соответствии с Учреждением о губер-ниях 1775 г. Су¬дебные функции осуществляли как сложная система сослов¬ных судов, так и административ-ные органы. В судопроизвод¬стве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было ра¬венства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы. 
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызы¬вали недовольство различных сословий, и 20 но-ября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы: 
*Учреждения судебных установлений; 
* Устав уголовного судопроизводства; 
*Устав гражданского судопроизводства; 
* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. 
2. Принципы судоустройства и судопроизводства 
Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства: 
• отделение суда от администрации; 
• создание четкой системы судебных инстанций; 
• отделение предварительного следствия от судебного 
• несменяемость судей и следователей; 
• создание всесословного суда; 
• равенство всех перед судом; 
• введение присяжных заседателей; 
• установление прокурорского надзора. 
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация. 
3. Мировые суды .Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и во¬енные суды. 
К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей. 
Мировые судьи избирались уездными земскими собрания¬ми и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому иму¬щественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором. 
Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входя¬щие в него города). 
Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов. 
Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде яв¬лялись: жалоба частных лиц, сообщения полицей-ских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматрива-ли дела единолично, про¬цесс был устным и публичным. 
4. Общие судебные органы .К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты. 
Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назна¬чаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд тре¬бований: имущественный и образовательный ценз, стаж рабо¬ты, соответствие классово-политическим требованиям и т. д. 
Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уго¬ловные дела (в том числе с участием присяжных за-седателей). 
Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо предсе-датель и присяжные заседатели. 
Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при ок-ружных судах. 
Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся ок-ружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (го-сударственные, должностные, религиозные и другие преступления). 
Судебные палаты учреждались по одной на несколько гу¬берний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — граждан¬ского и уголовного, которые возглав-ляли председатели. Пред¬седатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. 
При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные. Кроме местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью. 
5. Сенат .Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судеб-ных органов го¬сударства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступ¬ления). Для рассмотрения дел о государственных преступле¬ниях особой важ-ности царским указом мог создаваться Вер¬ховный уголовный суд, который состоял из председателей де-партаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета. 
6. Прокуратура. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и пол¬номочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-проку¬рор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, след¬ствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процес-се в качестве стороны обвинения. Для замещения про¬курорских должностей кандидат должен был отвечать ряду тре¬бований (политическая благонадежность и т. д.). 
7. Адвокатура и нотариат. Судебной реформой учреждались: 
— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и предста-вительства ин¬тересов сторон в гражданском процессе; Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных, выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в мировых судах. 
— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д. 
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.