.RU

Из «подземной площадки» со стенами высотой 48 м ведут четыре лестницы, ориентированные по сторонам света

Из «подземной площадки» со стенами высотой 48 м ведут четыре лестницы, ориентированные по сторонам света




Слева: под храмом проходит сеть ходов. Справа: высота ходов 3 м, и они часто сворачивают под резким углом 45 градусов



На сегодняшний день Соломонов храм является уже не правильным прямоугольником, а разносторонней трапецией, длина северной стороны которой 315 м, южной — 280 м, западной — 485 м, восточной — 470 м. Но первоначальное строение было прямоугольным. За изменение формы в ответе царь Ирод, велевший вдвое увеличить территорию храма, но, поскольку места было недостаточно, строились дополнительные опорные стены, на которых (в то время) возводились новые площадки.

Пока Рут, Юрий и Исаак измеряли двор храма, стены и камни, я фотографировал все, что видел. Когда во время перекура Рут принесла мой планшет, у меня перехватило дух: работа была выполнена профессионально! План выполнен точными линиями — хоть сейчас в печать.

Прямоугольник храма был дополнен схематическими изображениями камней, ступеней, лестниц и подземных площадок; начало и конец линий отмечены маленькими стрелками, возле которых указывалось измеренное расстояние.

Мы присели на камни. Я поинтересовался профессией своих новых друзей. Рут сухо ответила:

«Я геодезист с высшим образованием, специалист дорожного строительства».

Вот откуда такая точность! Юрий оказался учителем, а Исаак — летчиком. Небеса послали мне нужных спутников благодаря той «Ниве»! Вчетвером мы проделали работу, на которую один я точно потратил бы в четыре раза больше времени.

Вместе мы отправились на поиски ходов и подземных туннелей, которые расходятся в разные стороны от Чавин де Уантар, словно сеть кровеносных сосудов. Восточный вход на огромную площадь оказался всего 1,10 м высотой и 67 см шириной. Идти, выпрямившись в полный рост, было невозможно, и тому было разумное объяснение.

17 января 1945 г. Чавин де Уантар затопило в результате сильного наводнения. Случилось это следующим образом: с юго-восточной стороны протекала небольшая река Мозна, а с северо-западной — между руинами и индейским поселение Чавин де Уантар — струился ручей Хуачекса, берущий начало из высокогорного озера, которое подпитывают талые воды Кордильер. С декабря 1944 по январь 1945 г. прибыло больше воды, чем озеро могло вместить в себя, и его каменные берега рухнули, словно плотина. Бурный поток слился с быстрой рекой и затопил подземные части Чавин де Уантар слоем черно-коричневозеленой грязи, который проник в подземные ходы. Когда сошла вода, обломки породы, песок и глина остались.

Ход, по которому я карабкался при свете карманного фонарика, когда-то был гораздо выше — или глубже, как кому нравится. Пока я полз под руинами, то видел пять отходящих вбок штолен — 60 см в высоту и 48 см в длину. Это могли быть остатки древней канализации, тем более что главный ход идет в направлении Мозны.

Но с западной стороны ход высотой 1,72 м проходил южнее и, соответственно, без ручья поблизости, поэтому вся эта подземная инфраструктура не могла быть исключительно водопроводом.

Чавин де Уантар затапливался и раньше. В 1919 г. перуанский археолог Хулио Телло с командой индейцев проводил долговременные раскопки. Когда в 1934 г. он вернулся, то ручьем «часть главного крыла была уничтожена». Телло пишет, что треть комплекса, которую он видел еще целой, теперь разрушена, много подземных ходов и каналов — размыты. Даже в километре от храма Телло находил на берегу изделия из керамики, металла и камня — их вымыло из развалин храма.

Когда храм пребывал в расцвете своего величия, разливающиеся горные ручьи не могли причинить ему вреда. Толстые каменные стены были прочны, вокруг и под Чавин де Уантар функционировали системы каналов, поэтому ручьи находились под контролем. Только когда поваленные деревья и камни перекрыли ток воды, а расхитители гробниц пробили дыры в стенах Эль Кастилло, вода смогла обрушить на строения свою разрушительную силу.

На следующий день мои израильские друзья уехали на индейском автобусе, в который набилось больше народу, чем сардин в банку. Я же пообещал каждому из них отправить в Израиль по книге на иврите с посвящением. Мы были вместе всего два дня, но мне очень недоставало Рут и ее бородатых спутников, когда я на «Ниве» возвращался к руинам, для того чтобы лучше изучить ходы в земле.

С северной стороны Эль Кастилло находятся две пещеры, входы в которые перекрыты металлическими решетками, для того чтобы туристы не спускались самостоятельно в темный лабиринт. Это действительно лабиринт, в чем я убедился сам.

Прямо от входа пещеры ведут к удивительному месту — El Lanzon— Эль Ланцон (Копье). Эль Ланцон находится на пересечении двух ходов, вырезанных под прямым углом, более 3 м высотой, но всего 50 см в ширину. Потолок — монолитные гранитные плиты, которые могут простоять вечно.

Несмотря на свои своеобразные пропорции, этот ход был бы едва достоин упоминания, если бы не непостижимая загадка, таящаяся внизу: Эль Ланцон — это гигантская стела, высотой более 4 м, хотя высота каменных ходов едва превышает 3 м! Как попала сюда Эль Ланцон? Ведь она же не резиновая и не может сгибаться. Но нет, ошибка! Ее внушительная длина также не позволяет ей стать горизонтально из-за напирающих со всех сторон многочисленных ходов шириной всего 50 см. Существует только одна возможность: строители Чавин де Уантар изначально планировали открытую крышу, из которой бы поднималась стела в центре пересечения ходов, пока вокруг нее строился остальной храм.



Стела Эль Ланцон находится под землей на пересечении двух ходов. Они имеют высоту 3 м, ширину 50 см и богато украшены узорами. Никто не знает, что они означают



Никто не знает, что на самом деле представляет собой Эль Ланцон. Чешский археолог и этнограф Штингль описывает барельеф на стеле так: «…удивительное существо. Из-под нижней губы торчат мощные зубы ягуара. Взгляд неподвижных глаз устремлен наверх — в небеса. Пояс, которым опоясана фигура божества, украшен головами ягуаров. С пояса свисают змеиные головы. Одну руку — правую — божество подняло вверх, а вторая отдыхает на бедре».

Это описание, но не объяснение природы стелы, и лично мне довольно сложно следить за ним, так как я с большим трудом вообще могу распознать в Эль Ланцон «существо». Да, это огромная голова, у которой возле скул есть «зубы ягуара», но не такие клыки, как те, которыми ягуары наносят свой смертельный удар. Там, где Милославу Штинглю видятся зубы ягуара, я вижу, также применив долю фантазии, шарниры устройства, и на мой взгляд, Эль Ланцон — скорее изображение техники, чем зверей.

Все входы, кроме того, через который я вошел в Эль Ланцон, заканчивались тупиком. Пройдя всего несколько шагов, я оказывался у мощных стен. Это показалось мне странным. Был ли смысл в том, что архитекторы Чавин де Уантар строили только ход к Эль Ланцон, а все остальные ходы, проявляя странное чувство юмора, ради забавы завершили каменными стенами? Столько усилий только ради архитектурной вычурности? Я чувствовал, что за псевдотупиками скрываются потайные двери — не больше и не меньше.

Но поскольку продолжать путь я не мог, мне оставалось только вернуться. Снаружи ослепительно светило солнце в прозрачном воздухе — так, как оно может светить только на высоте более 3000 м. Я прищурился и вошел во второй туннель, который находится с южной стороны Эль Кастилло. Тем временем свет, который давали тусклые лампочки, развешанные вдоль стен, потух. На ощупь я побрел назад. Приветливый сторож одолжил мне (в качестве залога пришлось оставить свою зажигалку, которой мне скоро будет очень недоставать) старинную на вид карбидную лампу. Не мгновение ее запах напомнил мне мой первый велосипед.

Серо-зеленый свет высвечивал такие же трехметровые стены, каменные ходы и монолитный потолок. Вскоре у хода появилась правая развилка; я выбрал левый коридор.

Я чуть было не споткнулся о каменную голову, которая издалека выглядела как существо в шлеме, напоминающее человека. Раньше стены были покрыты изображениями фигур, чьи каменные крылья были воздеты к небу, но сегодня сохранились лишь их фрагменты, указывающие на единое целое. Узоры настолько тонко и изящно выполнены, словно современный стоматолог вырезал их в камне бормашиной в качестве вечернего хобби. Но, к сожалению, у стоматологов нынче нет времени на хобби, с большим удовольствием они вкладывают деньги в недвижимость. В конце этого хода я также обнаружил массивную стену.

С энтузиазмом и упорством следопыта вернулся я к главному входу, отыскал другой ход, вскарабкался на семь крутых ступеней и добрался до второго коридора: 1,3 м шириной и 1,83 м высотой. Здесь два незваных гостя могли комфортно идти рука об руку. Поперек ступеней начинался более узкий ход, из которого можно было попасть в три новые помещения: 5,70 м в длину, 1,94 м в ширину и 2,25 м в высоту. В темноте серо-зеленый свет карбидной лампы навевал странные образы: разнообразные каменные существа бросали на меня грозный насмешливый взгляд, хвастались своими шлемами, дерзко шептали: «Что ты думаешь о нас?»

Иногда хочется уметь проходить сквозь стены, но это невозможно. Я снова побрел к центральному коридору, сделал два поворота по 90 градусов, подумал и отправился в другую камеру. Там каменные головы были аккуратно выложены на деревянном помосте, взгляд их был направлен на рельефы, полные удивительных изображений. Сколько еще похожих комнат и ходов ждут того, чтобы их отыскали? Возможно, глубоко под руинами тайна «богов» ожидает своего часа, и вполне вероятно, что под землей хранится ключ к пониманию культуры Чавин де Уантар.



Вверху: когда-то удивительные головы были частью стен. Внизу: в зелено-сером свете карбидной лампы каменные головы, казалось, строили мне гримасы



Пока я осматривал каждый сантиметр стены тупика в надежде отыскать подсказку для поиска входа, карбидная лампа с шипением погасла. Я стоял в кромешной тьме. Было тихо как в могиле. И тогда я почувствовал движение холодного воздуха по помещению. Вентиляция куда-то подавала воздух. Не видя ничего и полагаясь только на движение воздуха, я натыкался на каменные головы, взбирался на монолиты. Несколько раз включал вспышку фотоаппарата, благо, у меня хватило для этого заряда. Поток воздуха шел низом, в глубь строения. Был ли там ход, который шел глубоко под землю? Я ощупал породу, с силой надавил на выдающийся прямоугольный участок, но он не поддался.

Осторожно я переставлял ноги, включал вспышку и жалел о том, что при мне нет зажигалки, которая в тот момент лежала в кармане у сторожа. Стена главного входа на ощупь ничем не отличалась от других стен, и никак нельзя было определить, где я, в конечном счете, окажусь. Мне нужно было найти лестницу с семью ступенями, по которым я ранее поднялся, и спуститься по ней, но ступени, которые я нащупал, вели вверх. Поток воздуха усилился. На четвереньках пополз я вверх по ступенькам — их тоже было семь, и на меня упали косые лучи света. Здесь ход упирался в железную решетку, которую легко удалось вытащить из земли. Я выбрался из подземелья на свободу и попытался определить свое местонахождение.

Из лабиринта я выбрался неподалеку от центра Эль Кастилло, высоко над восточным входом. Подо мной простирался большой прямоугольник здания храма. После карабканья по скалам я остановился для короткой передышки под главными воротами. Взглянув наверх, чтобы рассмотреть ту дыру, из которой недавно вылез, я обнаружил над собой нижний край монолита, гордо возлежащего на входных колоннах, на котором были изображены крылатые существа.

Это были 14 херувимов — небесных стражей: семь хищных на вид, мастерски исполненных фигур смотрели на север и семь — на юг. Мне вспомнилось, что все лестницы, по которым я здесь взбирался или спускался, имели по семь ступеней. Возможно, число 7 хранит в себе тайну Чавин де Уантар?



Изображения крылатых существ так детально и тщательно прорисованы, будто их создавал бормашиной стоматолог, решивший посвятить себя такому необычному хобби



У числа 7 есть своя традиция, связанная не только с магическим седьмым годом супружества. Его магию ищут также в семи днях, во время которых луна предстает во всех своих формах. В 1600 г. до рождения Христа вавилоняне отказались от пятидневной недели — крах для профсоюзов! — и ввели семидневную; в семи небесных телах (Солнце, Луне, Меркурии, Венере, Марсе, Юпитере и Сатурне) они видели общий вселенский порядок. У евреев семь дней творения символизирует подсвечник с семью свечами, который воплощает в себе значение священной цифры 7, а в Откровении от Иоанна упоминается «книга с семью печатями». Число 7 имеет свое значение в буддизме и в малазийской культуре. Отсрочки в Древней Греции действовали в течение семи дней. В Фивах находились знаменитые семь ворот; нот — семь, и чудес света — тоже семь.

Перед натиском работников спецслужб в наши дни не устоит ни один код. Так почему же тогда невозможно взломать коды, которые маячат перед глазами и ждут своей расшифровки?

Там внизу, на «подземной площади», сотрудник археолога Хулио Телло нашел обелиск, который теперь выставлен в археологическом музее в Лиме. Его назвали «обелиск Телло», и он ждет расшифровки изображенных на нем символов. Часами я стоял возле него, фотографировал, перерисовывал его изображения. Я спрашивал перуанских археологов о возможном значении экспоната. Когда они в один голос твердили о культе ягуара, хищных птицах и подобных вещах, я думал о том, как мало мы на самом деле знаем наверняка. С таким же успехом я мог бы твердить им о культе пирамид, ведь «обелиск Телло» тоже чем-то напоминает маленькую пирамиду.

Там, где был найден обелиск, находился и «алтарь семи коз» (который также называют «алтарем созвездия Орион»). Хотя моей зоологической фантазии не хватило для того, чтобы различить семь коз, орнамент, составленный семью углублениями в обелиске, действительно напоминал расположение звезд в созвездии Ориона. Заколдованная семерка возникает повсюду. О том, что магическим это число считалось и в Чавин де Уантар, свидетельствует научная литература. Может ли семерка быть посланием, оставленным нам Чавин де Уантар? Где же супершпион 007? Возможно, археологам стоит воспользоваться услугами дешифраторов. Число с культом поклонения — это уже как-то слишком.

Все посетители музея археологии и антропологии на Плаца Боливар в Лиме проходят мимо стелы Раймонди. Она попала сюда из Чавин де Уантар. Антонио Раймонди извлек ее из диоритовой породы. Ее высота — 1,75 м, ширина — 73 см, толщина — 17 см. В столицу она попала приблизительно в 1873 г.

Что думали ученые об узоре на стеле?

Вот их поэтические высказывания.

Милослав Штингль:

«На стеле Раймонди… изображен человек-ягуар. Из его божественной головы выходит великое множество голов, которые менее прорисованы, и из их пастей торчат наружу мощные клыки».

Профессор X. Д. Диссельхоф:

«На прямоугольной каменной стеле изображен прямостоящий человек-ягуар, который держит в руке богато украшенный орнаментом скипетр, состоящий из нескольких частей: нижняя часть изображает голову хищного животного, верхняя представляет собой цветочный узор. Высоко расположенное головное украшение состоит из пастей хищных животных и реалистично вырезанных змеиных голов и тел… Главным мотивом изображения является смешение людей, животных, хищных кошек и стервятников».

Рудольф Пертнер и Найджел Дейвис:

«.. спереди изображена фигура с телом хищного зверя. В каждой из согнутых рук зажаты орнаментированные посохи, которые возвышаются над головами. Верхняя часть камня представляет собой причудливое головное украшение, состоящее из странного переплетения ртов с высунутыми языками, из которых слева и справа выходят параллельные змеиные головы».


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.