.RU

Программа дисциплины введение в лингвострановедение



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ВВЕДЕНИЕ
В ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США



Направление 620100 (031202.65)
«Лингвистика и межкультурная коммуникация»



(специальность 031202 (031202.65) «Перевод и переводоведение»)



Для студентов факультета лингвистики



Москва



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова



2009



УТВЕРЖДЕНО

кафедрой английского языка

С о с т а в и т е л ь – доц.

Е.Ю. Сейку



Программа

дисциплины «Введение в лингвострановедение Великобритании и США» / сост. Е.Ю. Сейку. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 7 с.

Подготовлена на факультете лингвистики.

Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования



© Сейку Е.Ю., 2009

Цель дисциплины


Ознакомить студентов с основными реалиями и тенденциями общественно-политической жизни, науки, образования и культуры Великобритании и США, без знания которых невозможна работа переводчика в современном англоязычном мире. Настоящий курс также предусматривает введение терминологии и принятых переводческих эквивалентов, которые необходимо учитывать в профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 34 часа практических занятий, проводимых на английском языке.

Содержание дисциплины


Великобритания

(18 часов)

Тема 1. Общие сведения о Великобритании

(2 часа)
Общие сведения о стране: полное название, территория, чис­ленность населения, столица. Владения короны и зависимые территории. Содружество наций. Великобритания и Европа.

Герб, флаг и гимн Великобритании. Национальные символы и небесные покровители Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Особенности географического положения Великобритании и её частей. Рельеф и климат. Природные ресурсы. Влияние этих факторов на экономическое развитие.

Тема 2. Государственное устройство Великобритании

(4 часа)
Парламентская монархия. Титулы монарха и его родственников. Наследование. Функции монарха в парламентской монархии. Кризис британской монархии. Королевские резиденции. Королевские церемонии.

Законодательная власть. Структура и функции Парламента. Нижняя палата (Палата Общин). Избирательная система. Верхняя палата (Палата Лордов). Состав. Дебаты о необходимости реформировать Палату Лордов. Некото­рые традиции работы Парламента. Процесс принятия закона.

Исполнительная власть. Формирование и состав правительства. Кабинет. Функции правительства и роль премьер-министра. Государственная служба.

Партийная система. Лейбористы и консерваторы.

Современные тенденции политической жизни.

Судебная власть. Прецедентное право Великобритании. Иерархия судов. Тюрьмы, исправительные заведения.

Различия в судебных системах Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Тема 3. Внутренние различия и важнейшие достопримечательности графств Великобри­тании

(4 часа)
Основные регионы Великобритании. Англия: общие представления о региональных различиях. Развитие Лондона. Уэльс: специфические черты валлийской культуры, музыкальные и литературные фестивали («eisteddfods»). Шотландия: клановая система, «Шотландские игры» («Scottish olympics»), Эдинбургский фестиваль. Северная Ирландия: этноконфессиональные проблемы.

Административ­но-территориальное деление Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Теория «ядра и периферии». Местное самоуправление.

Тема 4. Система образования и наука Великобритании

(2 часа)
Дошкольное образование. Начальное и среднее образование, экзамены и сертификаты. Типы школ. Феномен «public schools». Итон. Высшее образование. Университеты Великобритании. Оксфорд и Кембридж. Спорт в университетах. Наука.

Тема 5. Социокультурные особенности населения Великобритании

(4 часа)
Численность и естественное движение населения. Основные демографические показате­ли и процессы. Плотность населения и размещение по территории страны.

Проблема иммигрантов. Языковой и этнический состав населения. Национальные меньшинства. Религии в современной Великобритании. Англиканская церковь.

Современная британская семья.

Возрастно-половой состав населения. Положение женщин в обществе. Проблемы молодежи.

Процесс урбанизации, его социальные, экономические (разорение сельских жителей, фермеров, бедные в крупных городах) и экологические последствия. Город и сельская местность. Развитие пригородов, жители пригородов, работающие в городе («commuters»).

Тема 6. Характерные черты национальной культуры Великобритании

(2 часа)
Жилище: дом, квартира, планировка, отопление. Одежда и мода. Пища и напитки. Пабы.

Обычаи и традиции: проведение досуга, праздники. Культурная жизнь (музеи, театры).

Здравоохранение: Национальная служба здравоохранения (NHS), система социальной защиты.

Спорт: крикет, поло, регби. Футбол.

СМИ. Пресса: газеты и журналы. Типы газет: «qualities», «populars» («tabloids»), политическая ориентация основных изданий. Телевидение и радио: крупнейшие компании (BBC, ITV и др.).

Транспорт.

Соединенные Штаты Америки

(16 часов)

Тема 1. Общие сведения о США

(2 часа)
Физико-географическое положение США. Рельеф и климат. Природные ресурсы. Природные зоны, преобла­дающие ландшафты. Растительность и животный мир.

Общие сведения о стране: полное название, территория, чис­ленность населения, столица.

Герб, флаг и гимн США. Административ­но-территориальное деление США.

Тема 2. Государственное устройство США

(4 часа)
Федеративное устройство. Соотношение центральной власти и власти штатов. Конституция США. Разделение властей и система «сдержек и противовесов».

Исполнительная власть. Президент. Его полномочия. Формирование и состав правительства.

Законодательная власть. Структура и функции Конгресса. Нижняя палата (Палата Представителей). Верхняя палата (Сенат). Процесс принятия закона. Система выборов в США.

Двухпартийная система: республиканцы и демократы.

Судебная власть. Верховный Суд. Иерархия судов. Тюрьмы, исправительные заведения.

Тема 3. Население США и особенности американского характера

(4 часа)
Численность и естественное движение населения. Основные демографические показате­ли и процессы. Плотность населения и размещение по территории страны.

Возрастно-половой состав населения. Семейная жизнь, семейные ценности. Роль женщин в обществе. Феминизм.

Языковой и этнический состав на­селения. Коренные американцы. Афро-американцы. Проблема иммиграции.

Жилище. Одежда. Пища. Напитки. Обычаи и традиции: проведение досуга, праздники.

Религии в современных США.

«Общество иммигрантов». Система ценностей. Свобода и «равные возможности». Индивидуализм, прагматичность, мобильность. Специфические черты американского патриотизма. «Великая американская мечта».

Тема 4. Система образования и наука в США

(2 часа)
Дошкольное образование. Начальное и среднее образование. Типы школ, специфика построения учебных курсов, обязательные экзамены. Высшее образование. Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд. Наука.

Тема 5. Повседневная жизнь в США

(2 часа)
Система здравоохранения и социальной защиты.

Спорт: американский футбол, бейсбол, баскетбол. Массовое увлечение. Широкое освещение в прессе, особенно на телевидении. Коммерциализация профессионального спорта. Спорт в учебных заведениях.

СМИ. Огромное влияние СМИ на общественное мнение. Доминирующая роль телевидения. Основные телевизионные сети (ABC, CBS, NBC). Высокая популярность кабельного и спутникового телевидения. Новостные агентства: Ассошиейтид пресс (AP) и Юнайтид пресс интернейшнл (UPI). Газеты: «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост». Интернет.

Тема 6. США в современном мире

(2 часа)
Лидирующая роль США на международной арене. Внешняя политика. НАТО.

Участие в международной торговле. США как лидер мировой экономики.

Формы контроля


Текущий контроль осуществляется путем проведения устного/письменного опроса по пройденным темам в середине семестра (промежуточная аттестация).

Итоговый контроль осуществляется в форме устного зачета в конце семестра.

Каждый билет содержит 2 вопроса:

1. Вопрос по общественно-политической жизни, науке, образованию и культуре Великобритании.

2. Вопрос по общественно-политической жизни, науке, образованию и культуре США.

Литература


Обязательная



Falk R. Spotlight on the USA. – Oxford: OUP, 1993.

Fielder E. America in Close Up. – Pearson Education, 1990.

Harvey P., Jones Rh. Britain Explored. New edition. – Pearson Education, 2002.

McDowall D. Britain in Close Up: An In Depth Study of Contemporary Britain. – Pearson Education, 1999.

Oxford Guide to British and American Culture / Ed. by J. Crowther and K. Kavanagh. – Oxford: OUP, 1999.

Sheerin S., Seath J., White G. Spotlight on Britain. – Oxford: OUP, 2004.

Американа: Англо-русский лингвострановедческий словарь. – Смоленск: Полиграмма, 1996.

Великобритания: Лингвострановедческий словарь / Сост. Г.Д. Томахин. – М.: ACT: Астрель, 2001.

Дополнительная



Blake R. The English World. History, Character and People. – London, 1992.

Britannica. Britannica CD. www.britannica.com

British Studies. Знакомимся с Британией / Авт.-сост. В.М. Павлоцкий. – СПб.: Оракул, 1999.

Cloak J.A. Britain in the Modern World. – Oxford: OUP, 1994.

Kirn E. About U.S.A. – Washington: United States Information Agency, 1989.

McDowall D. Illustrated History of Britain. – Pearson Education, 1989.

O’Callaghan B. Illustrated History of the USA. – Pearson Education, 1995.

Stevenson D.K. American Life and Institutions. – Washington: United States Information Agency, 1996

Urofsky M.I. Basic readings in U.S. Democracy. – Washington: United States Information Agency, 1994.

Голицынский Ю.Б. Великобритания: Пособие по страноведению. – СПб.: Каро, 2002.

Голицынский Ю.Б. Соединенные Штаты Америки: Пособие по страноведению. – СПб.: Каро, 2002.

Левашова В.А. Britain Today: Life and Institutions. – M.: ИНФРА-М, 2001.

Леонович О.А. В мире английских имён: Учеб. пособие по лексикологии. – М.: ACT: Астрель, 2002.Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.