.RU

Рабочая учебная программа дисциплины История зарубежной литературы - старонка 5

Раздел 3 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII вв.

II курс, 3 семестр (46 ч.: 20 ч. – лекции, 16 ч. – пр. зан.)

  1. XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы.

    XVII век – период надлома феодализма. Контрреформация и ее последствия. Основные исторические события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.) как «события-оборотни»: неоднозначность социально-экономических, этических, психологических последствий этих событий. Усилившаяся неравномерность политико-экономического развития отдельных стран и регионов и общеевропейский смысл этого развития, его общая направленность к обновлению. «Европа» – окончательно сформировавшееся историко-культурное понятие Нового времени, и уход цивилизаций европейского типа «в отрыв» от остальных регионов мира. Контрреформация и ее последствия. Основные исторические события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.) как «события-оборотни»: неоднозначность социально-экономических, этических, психологических последствий этих событий. Усилившаяся неравномерность политико-экономического развития отдельных стран и регионов и общеевропейский смысл этого развития, его общая направленность к обновлению. «Европа» – окончательно сформировавшееся историко-культурное понятие Нового времени, и уход цивилизаций европейского типа «в отрыв» от остальных регионов мира. Осознание кризиса идеалов Возрождения как составная часть нового менталитета. Переживание трагизма и дисгармонии бытия, противоречий действительности, «революция человеческого удела» как основа зарождения художественного мироощущения XVII столетия. Специфика религиозности эпохи. XVII век как век Противоречия. Изменение картины мира в сознании человека XVII века. Секуляризация научного знания. Научная революция XVII века и ее роль в становлении новой, механической картины мира, концепции человека в Новое время. Значение открытий в астрономии (Галилей, Кеплер), в физике (Галилей, Ньютон), физиологии (Гарвей), математике (Декарт, Ньютон). Лидерство физико-математических наук в научной революции и его этико-психологические и культурные последствия. Эволюция новой науки: триумф разума и одновременно постепенное осознание «утраты определенности». Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия как компоненты единого и противоречивого видения человека XVII столетия. Изменение способа мышления в XVII веке в процессе экспериментально-опытного познания природы. Кардинальное изменение в понимании природы от средневековья и Возрождения к XVII столетию: от толкования природы как организма к природе как механизму. Роль философии Бэкона, Гоббса, Гассенди, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира. Декарт. Картезианство как основа новоевропейской философии. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII веке. Формирование национальных государств и наций, общекультурное значение этого процесса. Типы абсолютизма в разных европейских странах. Государство и литература в XVII веке. Общество и литература. Зарождение общественного мнения и его роль в производстве, функционировании и оценке литературных произведений. Развитие литературной критики. Изменение статуса писателя и писательской жизни в XVII столетии: кружки, салоны, клубы. Расцвет публицистики. Появление периодической печати. Основные направления в литературе этого периода. Концепция мира и человека в искусстве барокко. Национальные формы барокко в литературе стран Европы. Концепция мира и человека в классицизме. Нормативность эстетики классицизма. Гражданственность классицистического искусства. Система жанров классицизма. Литературные типы. Вы­ражение в классицизме абсолютистских тенденций и протест про­тив тирании. Новое время как особый историко-культурный феномен: слом традиционалистских культур, становление «современного», модерного мироощущения. XVII век как время кризиса, перехода, начало длительного периода Нового времени и относительно автономная, самостоятельная историко-литературная эпоха. Проблемы периодизации литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности в разных странах.

  2. Литературные направления XVII века.

    Спор о литературных направлениях XVII столетия в современной науке. Критика концепции реализма XVII века. XVII век – эпоха барокко и классицизма. Типологически общие черты отраженной в них реакции на Ренессанс: монументальность, высокий пафос, дисгармоничность, опора на мысль. Барокко как тип культуры и как литературное направление XVII столетия. Этимология и современное значение термина «барокко». Социокультурные корни барочной литературы, ее связь с Возрождением и полемика с ним. Маньеризм и барокко. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека как конструктивный момент барочного мировосприятия. Стоицизм и эпикурейство в барокко: противоположности, которые сходятся в пессимистическом ощущении бытия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, одиночество и хрупкость человека в бесконечной Вселенной. Актуализация средневекового тезиса «жизнь как сон» и неоднозначные истолкования этого тезиса человеком барокко. «Быть» и «казаться» как дилемма барочной литературы XVII века. Мир как театр. Тема лица и маски. Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность изобразительных средств, их утрировка. Мир как энциклопедия. Тенденция к полноте запечатления Противоречия. Полисемантичность мира и языка барокко, многовариантность толкований образов, слов. Избыточность подробностей как свидетельство господства в барочной поэтике принципа «расточительности» художественных средств. «Концепт» - метафора барокко. Барокко как искусство волновать и удивлять. Мотивы лабиринта и «опрокидывающихся зеркал» в барокко. Соотношение теории и практики литературы в барокко. Теоретики европейского барокко (Грасиан, Тезауро). Антиномичная структура и эволюция литературных течений внутри барокко: «высокое» и «низовое» барокко, их взаимодействие и полемика. Пограничные барочно-классицистические явления (прециозность). Этапы развития и национальные варианты барокко в литературе: общность и различие. От Марино до Опица и Грифиуса: идейные и стилевые течения внутри барокко (либертины, «метафизики», консептизм, маринизм), Джон Донн. Барокко и романтизм. Барокко и литература ХХ века. Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Споры о классицизме в современной литературной науке. Этимология и современное значение термина «классицизм». «Классическое» и «классицистическое». Традиции классицизма эпохи Возрождения в классицистической литературе XVII века, их развитие и изменение: от отношения к античности как объекту подражания и точного воссоздания к трактовке античности как примера правильного соблюдения вечных законов искусства и как объекта соревнования. Социокультурная почва возникновения и развития классицизма, степень его распространенности в разных странах и в разные периоды внутри XVII века. Классицизм и рационалистическая философия. «Декартовские» принципы в поэтике классицизма: аналитизм, «разделение трудностей» в процессе запечатления сложных явлений действительности. Внутренний драматизм классицистического видения действительности и дисциплина его внешних проявлений. Попытка художественного преодоления противоречия посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности. Принцип подражания природе и его толкование в классицистической эстетике: природа как прекрасное и вечное создание, построенное «по законам математики». Принцип правдоподобия и его значение в классицизме: правдоподобие и правда, правдоподобие и благопристойность, правдоподобие и назидательность искусства. Реализация принципа «поучать, развлекая» в классицизме. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства: правила как способ удержать свободу творчества в границах разума. Простота и ясность как важные эстетические категории классицизма. Иерархическая система жанров в классицистической теории, стремление к последовательному разведению «высоких» и «низких», «трагических» и «комических» явлений действительности по разным литературным жанрам. Отказ от «лишних» художественных подробностей, образов, слов как принцип классицистической поэтики. Классицизм как культура «экономии» средств выразительности. Понятия «нормы» и «меры» как составляющие классицистического вкуса. Осознание классицистами своей теории как свода законов «истинного» искусства, искусства вообще, а не как программы одного, особого литературного направления. Роль классицизма в литературе последующих веков. Классицизм и неоклассицизм. Классицизм и романтизм. Классицизм и литература XX века.

  3. Литература Испании.

    XVII век - "золотой век" искусства Испании. Ренессансный реализм в литературе. Особенности испанской национальной драмы. Творчество

    Лопе де Веги -

    крупнейшего представителя ренессансного реализма в литературе XVII века. Эстетические взгляды писателя. Типы коме­дий Лопе де Беги. "Фуэнте Овехуна". "Звезда Севильи" как обра­зец "драмы чести". Комедия интриги. Школа Лопе де Веги. Проникновение в испанскую нацио­нальную драму религиозных мотивов, принципов искусства ба­рокко. Тирсо де Молина. Драма "Севильский озорник, или Ка­менный гость" - появление образа Дон Хуана (Дон Жуана) как мирового художественного персонажа. Творчество Аларкона. Ко­медия "Сомнительная правда" и формирование жанра нравоучи­тельной комедии характеров в европейской драматургии. Творчество

    П. Кальдерона

    - вершина литературы барокко. Связь Кальдерона с традицией Лопе де Беги. Религиозная идея и ее воплощение в драме "Поклонение кресту". Концепция жизни человека в религиозно-философской драме "Жизнь есть сон". Мастерство Кальдерона-драматурга в этом произведении. Поэзия барокко. Луис Гонгора и гонгоризм. Судьба плутовско­го романа в испанской литературе. Консептизм как испанская форма литературы барокко. Кеведо, Грасиан. Закат культуры Испании в конце XVII века.

  4. Литература Франции.

    Основные вехи французской истории XVII века. Черты барок­ко в прециозной литературе (Д'Юрфе, М. де Скюдери, Вуатюр). Проблемы "бытового реализма" и деятельность либертенов (Сирано де Бержерак, Сорель, Скаррон, Фюретьер). Предпосылки развития классицизма во Франции. Франсуа Малерб - первый французский классицист. Рационалистический метод Декарта и литература. Развитие принципов классицизма от Малерба до Буало. Жизнь и творчество

    П. Корнеля.

    Трагедия Корнеля "Сид" - первое великое произведение французского классицизма. Разработ­ка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Художествен­ное своеобразие этого произведения, его судьба в последующие века. Гражданственность и воспевание римской доблести в траге­дии "Гораций". Принципы создания характеров в трагедиях Корне­ля. Отличие ранних произведений драматурга от поздних трагедий. Жизнь и творчество

    Ж. Расина.

    Трагедия Расина "Андромаха" - начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Различия между трагедиями Корнеля и Расина. Расиновский психологизм. Трактовка античного мифа в трагедии "Федра". Последний период творчества Расина. Трагедия "Гофолия".

    Ж.-Б.Мольер

    - великий реформатор комедии. Художественный метод Мольера. Раннее творчество писателя, усвоение опыта народ­ного французского театра и итальянского театра масок (комедиа дель арте). Первые попытки преобразования комедии и споры вок­руг мольеровской комедии "Школа жен". Расцвет творчества Мо­льера. Судьба комедии "Тартюф". Способы создания образа Тартюфа. Комедия "Дон Жуан". Черты, сближающие это произве­дение с литературой ренессансного реализма. "Мизантроп" - об­разец классицистической "высокой комедии". Комедия-балет Мо­льера "Мещанин во дворянстве". Отражение в конфликте коме­дии социальных противоречий эпохи абсолютизма. Проблема художественного метода в комедии. Мастерство Мольера-коме­диографа. Особенности жанра комедии-балета. Средства сатири­ческого изображения действительности. Смех сатирический и смех карнавально-комедийный. Последние годы жизни и деятельнос­ти Мольера. Жанр басни в творчестве Ж.Лафонтена. Отношение классици­стов к прозе. Жанры классицистической прозы. Проза Паскаля, Севинье, Ларошфуко, Лабрюйера. Психологическое мастерство в романе М. де Лафайет "Принцесса Киевская". Сказки Шарля Перро и их место в литературе XVII века. Роль Перро в "споре древних и новых".

  5. Литература Англии.

    Литературная борьба в предреволюционные годы. Черты ба­рокко в творчестве Джона Донна. Развитие английской поэзии после Донна. Метафизическая школа и "поэзия кавалеров". Революция в Англии и творчество Д.

    Мильтона.

    Поэма "Поте­рянный рай". Особенности художественного метода Мильтона. Об­раз Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы. Английская литература конца XVII века (Бэньян, Бетлер, Драйден, Конгрив и др.) и переход к литературе эпохи Просвещения.

  6. XVIII

    век в мировом литературном развитии.

    Исторические судьбы Европы, движение от английской к французской буржу­азной революции. XVIII век как век Разума. Содержание и функция понятия «разум» в XVIII веке: его независимость от истин религиозного откровения и ограниченность опытом. Отличие рационализма XVIII столетия от картезианского рационализма предшествующей эпохи. Рациональное и иррациональное в менталитете человека XVIII века. Взаимодействие рационализма и сенсуализма, рационалистический сенсуализм. Сложная дифференциация и взаимодействие разума и чувства, «естественного» и «культурного» в мироощущении человека XVIII века. XVIII век как век чувства. Конфликт разума и веры в отношении к религии. XVIII век как век философов. Основные философские системы столетия. Локк – создатель либерализма, «Опыт о человеческом разуме» как отправная точка просветительской концепции воспитания. Философия Лейбница как выражение просветительского оптимизма. Философия Юма как основа сентиментализма. Философия Канта – вершина просветительской мысли. Кант о познавательной способности человека; учение Канта об искусстве. Философичность как черта литературы XVIII века. Проблема Просвещения в современной науке (Вебер, Адорно, Фуко, Хабермас). Просвещение как формирующий миф (grand narrative), как отправная точка рассуждений о современности. Просвещение как культурная эпоха между метафизическим рационализмом семнадцатого века и романтизмом. XVIII век как время заката абсолютизма в Европе, постепенного дряхления феодальной системы, подъема системы буржуазной. Относительная политическая и военная стабильность Западной Европы. Укрепление гражданского общества. Критика социологизированного представление о Просвещении как о «форме идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом». Просвещение как культурная эпоха, определившая задачи и дальнейшие пути развития европейской цивилизации. Общечеловеческое содержание идеалов Просвещения. Просвещение как колыбель институтов буржуазной демократиии, идеалов либерализма. Эволюция просветительских идей на различных этапах XVIII века. Просвещение как духовная и интеллектуальная позиция, «мужество пользоваться своим собственным умом» (И. Кант), как проект модернизации общественной жизни. Просвещение как проект мирного и постепенного переустройства человека и общества путем воспитания и убеждения, ненасильственный характер Просвещения. Общественно-политический накал в литературе XVIII века, значение публицистики. Просвещение в соотношении с другими идейными течениями столетия. Просвещение и литература, сложное взаимодействие просветительских, антипросветительских и непросветительских идей и художественных тенденций эпохи. Соотношение общей периодизации литературы XVIII века с особенностями развития национальных литератур. Проблема традиции и новаторства литературы столетия. Необходимость более четкого ощущения самоценности и эстетической оригинальности литературы этого периода как насущная потребность современной литературной науки. Необоснованность представлений об антиисторизме литературы XVIII века. Формы художественного историзма в произведениях XVIII века. XVIII век как самостоятельная историко-литературная эпоха. Принципы определения ее хронологических границ. Недооценка переходного периода от XVII века к эпохе Просвещения, исключение его из принятой в учебной литературе периодизации. Социально-политические изменения в западноевропейских странах в 80–90-е гг. («славная революция» в Англии, отмена Нантского эдикта во Франции, социально-экономические преобразования в Германии и т. д.), стимулирующие новые социокультурные процессы. Вызревание новых культурных и литературных тенденций внутри предшествующей эпохи. Своеобразие переходного (1690–1720) и раннего (1720–1740) этапов литературы столетия, особенности зрелого периода (1740–1760). Обоснование культурно-исторического и литературного значения перелома 1760-х гг., специфика развития литературы в 1760–1780-х гг. и его перспективные связи с последующим историко-литературным развитием. Великая французская буржуазная революция как заключительное политическое и социокультурное событие эпохи. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки. Просвещение - ведущая линия развития европейской культу­ры XVIII века. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литера­турные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомер­ности использования термина "реализм" применительно к Про­свещению. Зарождение Просвещения. Историческое своеобразие просвети­тельского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные жанры просветитель­ской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просвети­тельского романа, философской повести), развитие жанра тракта­та, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров.

  7. Английская литература Просвещения.

    Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века. Англия как послереволюционная страна. Интенсивность духовной, общественно-политической и культурной жизни в Англии этой эпохи. Раннее формирование просветительских тенденций в английской литературе. Основные этапы развития английской литературы XVIII века. Английская литература 1690–1730-х гг. Роль публицистических жанров в развитии новых литературных тенденций. Эссеистика Аддисона и Стиля как пример раннего английского рококо: интерес к частным аспектам жизни, «семейной» тематике, добродушно-иронические интонации повествования, сочетание критичности и снисходительности в оценках характеров и ситуаций. Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Д. Дефо. Путь от журналистики к художественному творчеству. Место «Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других английских романов первой трети века. Специфика трансформации предшествующей жанровой традиции прозы – плутовской, мемуарной, «литературы путешествий». Концепция «естественного» человека и его варианты в произведении Дефо. Особенности просветительской проблематики и поэтики романа, своеобразие «естественного» стиля. Традиция «робинзонад» в романе XVIII века. Д.Свифт. «Сказка бочки», «Путешествия Гулливера» - первая критика Просвещения изнутри. Поэтика раннепросветительского романа. Английская литература 1730-50х гг. Ричардсон как основоположник психологического сентименталистского романа, Филдинг как создатель нового доминантного типа романа. Творческая полемика между ними. «Памела» – «Джозеф Эндрюс»: Пародия как механизм развития жанра романа. «История Тома Джонса»: особенности поэтики и утверждение равноправия нового жанра, романа, в литературе XVIII века. «Хамфри Клинкер» Смоллетта. Литература английского сентиментализма. «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие» Стерна как пародии на предшествующие образцы просветительского романа. Сентиментализм. Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX века. Английская драма XVIII столетия (Лилло, Гей, Филдинг). Комедийное мастерство Р.Б.Шеридана в ''Школе злословия".

  8. Литература Франции эпохи Просвещения.

    Историческая миссия французских просветителей, идеологи­чески подготовивших буржуазную революцию. Своеобразие французского Просвещения, проблема датировки новой литературной эпохи Литература рококо. «Жизнь Марианны», «Игра любви и случая» Мариво. Значение психологического мастерства Мариво в развитии традиций психологической прозы XVIII (Ричардсон, Стерн, Шодерло де Лакло) и XIX вв. (Мюссе, Пушкин). «Манон Леско» – шедевр социально-психологического романа рококо. Дискуссионные проблемы в истолковании романа. Образ Манон Леско, его основные трактовки и роль в последующей литературной традиции. Просветительская литература первого периода французской литературы. Монтескье – автор «Персидских писем». Специфика взаимодействия просветительской поэтики и поэтики рококо в «Персидских письмах». Ведущие идейные тенденции «Духа законов» Монтескье. Монтескье. "Персидские письма" и жанр просветительского философского романа. Приемы раскрытия политической темы. Психологический роман аббата Прево "История шевалье де Грие и Манон Леско". Вольтер.

    Социальные, политические, философские и эстети­ческие взгляды Вольтера. Особенности просветительского клас­сицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Поэма "Генриада". Ироикомическая поэма "Орлеанская девствен­ница", ее восприятие в русской литературе (Л.С.Пушкин). Фи­лософские повести "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный". Художественные приемы в философской повести Вольтера. Вольтер и Россия. Дидро

    - организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. "Монахиня", "Племянник Рамо", "Жак-фаталист" - развернутая критика феодального общества, нрав­ственного упадка дворянства XVIII столетия. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Театр Дидро. Утверждение жанра драмы. Дидро и Россия.

    Руссо.

    Социальные, политические и философские взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория "естественного со­стояния". "Общественный договор" - политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе "Эмиль, или О воспитании". "Юлия, или Новая Элоиза" и жанр сентимента-листского романа в письмах. Теория "естественного человека" и ее раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Культ природы. Место "Исповеди" Руссо в мировой литературе. Руссо и романтическая литература XIX века. Руссо и Россия. Французская литература накануне буржуазной революции. Твор­чество Бомарше. Образ Фигаро. "Революционный классицизм". Театр революции (трагедии М.-Ж. Шенье). Публицистика, памф­леты. Расцвет народного песенного творчества. Французская литература 1730–1750-х гг. Расцвет просветительского движения на этом этапе. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты (Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер), особенности их мировоззрения. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо. Вольтер и вольтерьянство. Пушкин о Вольтере. Руссо и руссоизм. Место Вольтера, Дидро, Руссо во французском Просвещении: сопоставительный анализ направленности художнических интересов, эволюции творчества, взглядов на религию и церковь, науку и искусство. Трактаты Руссо. Драматургия французского Просвещения: от просветительского классицизма в трагедиях Вольтера («Царь Эдип», «Заира», «Магомет») к теории драматургии и драме Дидро.

  9. Немецкая литература эпохи Просвещения.

    Задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Неравномерность темпов и этапов литературного развития Германии на протяжении столетия, особая пестрота и сложность развития литературных направлений. Разнообразие литературных течений и вариантов внутри немецкого классицизма (Готшед, Винкельман, «веймарская классика»), рококо (ранее непросветительское рококо – просветительское рококо Виланда), сентиментализма («швейцарцы», «штюрмеры»). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и их периодизация. Немецкая литература 1730–1740-х гг. Становление немецкого классицизма XVIII века и роль в этом процессе Готшеда. Призыв к подражанию французской классицистической драматургии как способу исправления художественного вкуса и достижения высоких эстетических результатов. Педантизм и рассудочность готшедовской литературной реформы. 1750–60-е гг. как «эпоха Лессинга». Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. «Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия». Полемика с Готшедом и Винкельманом и близость с ними в отдельных моментах эстетической теории. Соотношение теоретических положений с драматургической практикой Лессинга. Парадоксальная эволюция Лессинга-драматурга. «Эмилия Галотти» как «бюргерская трагедия»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости. Особенности классицизма в драме. Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением, как развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения, как выдающийся историк культуры. Специфика историко-культурных взглядов Гердера и эволюция художественного историзма в XVIII веке («Идеи к философии истории человечества»).Специфика сентиментализма и руссоизма писателей «Бури и натиска». Особенности штюрмерской поэзии («Союз Рощи» – Фосс, Бюргер) и драматургии (Клингер, Ленц). Роман Клингера «Фауст»: своеобразие сюжетной трансформации легенды о Фаусте. Фауст как «бурный гений». Особенности проблематики и поэтики романа Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Эстетические искания раннего Гете и его «шекспиризм» («Ко дню Шекспира»). Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII–XIX вв. Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»). Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики. Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского классицизма» в их творчестве. «Ифигения в Тавриде» как образец веймарского классицизма. Веймарские классики и античность. Эстетические воззрения Шиллера. Шиллер и Кант. Историческая драматургия Шиллера, ее соотношение с эстетической теорией писателя. («Мария Стюарт») «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского. Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу XIX века. Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма» писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман воспитания («Вильгельм Мейстер»). Формирование концепции «мировой литературы» у Гете. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста», сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература.

  10. Предромантизм.

    Предпосылки возникновения предромантизма. Формирование ху­дожественных принципов предромантизма. Предромантическая по­эзия (Макферсон, Чаттертон). "Готический роман" (Уолпол, Рэдклиф, Казот). Роль Руссо в развитии предромантических тенденций. Штюрмеры и предромактизм. Предромантическая драматургия (за­рождение жанра мелодрамы).

2.3. Перечень контрольных вопросов



и заданий для самостоятельной работы



Более подробное изучение тем осуществляется на самостоятельных занятиях. Для этого подобрана справочная литература, подготовлены списки основной и дополнительной литературы, определены формы выполнения заданий для самопроверки и отчетности (контрольные вопросы на экзамен).

Темы для самостоятельной работы

1. Литература Италии (Кампанелла, Марино и маринизм), Гер­мании (Опиц, Флеминг, Грифиус, Лоэнштейн, Гриммельсгаузен)

2. Лесаж. Роман "Жиль Блас" - история жизни талантливого простолюдина в феодаль­но-дворянской Франции. "Жиль Блас", и жанр плутовского рома­на.

3. Психологический роман аббата Прево "История шевалье де Грие и Манон Леско".

4. Драматургия Италии: Гольдони, Гоцци.

2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ



Приводится примерная тематика студенческих рефератов по данно­му курсу и курсовых работ (если они предполагаются).

1. Поэмы Мильтона и революция в Англии.

2. Поэзия Д.Донна в переводах И.Бродского.

3. "Спор о "Сиде": причина, суть, последствия.

4. Спор "древних и новых": причина, суть, последствия.

5. Памфлеты Свифта – основные темы.

6. Памфлеты Дефо – основные темы.

7. Поздние романы Дефо – основные идеи и образы.

8. "Тристрам Шенди" Стерна как пародия на роман Просвещения.

9. Просветительская трагедия Вольтера – особенности жанра.

10. Маркиз де Сад как завершитель философии Просвещения.

2.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу



1. Западноевропейская литература XVII в.: основные факторы развития, специфические особенности.

2. Барокко в западноевроп,ейской литературе XVII в.: отличительные признаки, национальные особенности.

3. Английское барокко, поэзия Д. Донна (основные особенности).

4. Классицизм как литературное направление, национальные особенности.

5. Классицизм как художественный метод: основные эстетические принципы и категории.

6. Особенности английского Просвещения. Творчество А. Поупа.

7. Источники английского просветительского романа.

8. Рождение английского романа Просвещения: Дефо и Свифт.

9. Расцвет английского романа Просвещения: Ричардсон, Филдинг, Смоллетт.

11. Сентиментализм в европейской литературе XVIII века: особенности развития.

12. Особенности французского Просвещения: основные этапы развития.

13. Руссо и руссоизм: смысл понятия. Образ главного героя в "Исповеди" Руссо.

14. Испанская драматургия XVII в.: основные тенденции развития.

15. Д. Дидро - философия, эстетика, творчество (анализ прочитанного романа).

16. Драматургия Г. Э. Лессинга: общая характеристика (анализ прочитанной пьесы).

17. Типы мольеровских комедий. Отношение Мольера к жанру комедии.

18. Эстетика классицизма и трагедия Корнеля "Сид" (общие черты и различия).

19. Эстетика классицизма и трагедия Ж. Расина "Федра"(общие черты и различия).

20. Робинзон Крузо как просветительский герой.

21. Окружающий мир глазами Гулливера.

22. Том Джонс и Блайфил: сравнительный анализ.

23. Типы комического в романе Г. Филдинга "Том Джонс".

24. Основные проблемы трагедии Гете "Фауст".

25. Фауст и Мефистотель: сравнительный анализ.

26. Драматургия П. Бомарше: общая характеристика. Образ Фигаро в его комедиях.

27. Драматургия Ф. Шиллера: общая характеристика (анализ прочитанной пьесы).

28. Отношение Вольтера к оптимизму ("Кандид").

29. Драматургия Шеридана: общая характеристика. Смысл названия комедии "Школа злословия".

30. Образ Дон Жуана в одноименной комедии Мольера.

31. Смысл названия и образ главного героя комедии Мольера "Мещанин во дворянстве".

32. Образ главного героя в комедии "Тартюф", смысл финала.

33. Основные идеи и обра,зы "Сказки бочки" Свифта.

34. Особенности изображения главного героя в "Сентиментальном путешествии" Л. Стерна.

35. Характеристика главных героев романа Ш. де Лакло "Опасные связи".

36. Смысл названия и образ главного героя в романе Гете "Страдания юного Вертера".

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час),

в том числе

Самостоя­тельная

работа

Лекции

Семинары



1

XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы.



2

2















2.

Литературные направления XVII века.



4

2

2



3.

Литература Испании.



4

2

2













4.

Литература Франции.



4

2

2



5.

Литература Англии.



4

2

2



6.

XVIII век в мировом литературном развитии.



2

2















7.

Английская литература Просвещения.



4

2

2



8.

Литература Франции эпохи Просвещения.



4

2

2



9.

Немецкая литература эпохи Просвещения.



4

2

2













10.

Предромантизм.



4

2

2



ИТОГО:

36

20

16




IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ



Форма итогового контроля – ЭКЗАМЕН 1 курс 2 семестр

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



5.1. Рекомендуемые источники и литература



(основная и дополнительная).



ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

1. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Звезда Севильи.

2. Расин Ж. Федра. Андромаха.

3. Корнель П. Сид.

4. Мольер. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.

5. Дефо Д. Робинзон Крузо.

6. Свифт Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера.

7. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

8. Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

9. Шеридан Р. Школа злословия.

10. Вольтер. Кандид. Магомет.

11. Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо.

12. Руссо Ж. Ж. Исповедь.

13. Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

14. Лессинг Г. Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

15. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь.

16. Гете И. Лирика. Страдания юного Вертера. Фауст.

17. Шодерло де Лакло. Опасные связи.

Сборники и антологии

  1. Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

  2. Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.

  3. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1974.

  4. Испанский театр. М., 1969.

  5. Поэзия испанского Возрождения. М., 1990.

  6. Театр французского классицизма. М., 1970.

  7. Из немецкой поэзии. Век X - век XX. М., 1979.

  8. Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976.

  9. Английская комедия XVII-XVIII веков. М., 1989.

  10. Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989.

Учебная литература

1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

2. Зарубежная литература эпохи Классицизма и Просвещения.- М., 1994.

3. Зарубежная литература XVIII в.: Хрестоматия. В 2 т.- М., 1988 (и др. издания).

4. История всемирной литературы: В 9 т.- Т. 4.- М., 1987. Т. 5.- М., 1988.

5. История зарубежной литературы XVII века.- М., 1997.

6. История зарубежной литературы XVIII века.- М., 1998.

7. История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США.- М., 1984 (и др. издания).

8. Литературные манифесты западноевропейских классицистов.- М., 1980.

Дополнительная литература:

  1. Аникст А. А. Гете и "Фауст". М., 1983.

  2. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

  3. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.

  4. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

  5. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

  6. Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. № 13. XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

  7. Верцман И. Руссо. М., 1970.

  8. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

  9. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

  10. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

  11. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992. Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.

  12. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

  13. Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

  14. Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982.

  15. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

  16. Кадышев В. Расин. М., 1990.

  17. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

  18. Культура эпохи Просвещения. М. , 1993.

  19. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

  20. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986.

  21. Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

  22. Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

  23. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

  24. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

  25. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986.

  26. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981.

  27. Нарский И. С. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

  28. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

  29. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.

  30. Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994.

  31. Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971.

  32. Решетов В. Г. Английская литературная критика XVI-XVII веков. М., 1984.

  33. Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.

  34. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

  35. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.

  36. Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль и европейская культура. М., 1994.

  37. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

  38. Урнов Д. М. Дефо. М., 1977.

  39. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

  40. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

  41. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986.

  42. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

  43. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.


5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных



программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.



Указываются используемые в учебном процессе компьютерные програм­мы диафильмы, кино- и телефильмы, мультимедиа и т.п.

Презентации к лекциям курса:


Сайты

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Sidor/index.php

http://www.natapa.msk.ru/

http://ru.wikibooks.org/wiki/История_зарубежной_литературы_XVII-XVIII_веков#.

http://www.liter-land.com/bible/istzl18.html

http://culture.niv.ru/doc/literature/world-xvii-xviii-vek/index.htm

2.2. Темы и краткое содержание



2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.