.RU

Организация образовательного и воспитательного процесса с использованием икт




На районный конкурс

методических разработок

«Организация образовательного и

воспитательного процесса

с использованием ИКТ»

Номинация:

урок с использованием ИКТ, история, 5 класс.

Тема урока: Древняя Спарта.



Цель урока:

1. Познакомить учащихся с общественным и государс­твенным устройством Спарты, сравнить их с Афинс­ким государством.

2. Продолжить формирование умений правильно по­казывать на карте места изучаемых событий, анализи­ровать ответы товарищей, составлять рассказ.

Учебное

оборудование:

карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», мультимедиапроектор.

Ход урока



I. Организационный момент.



II'. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах».



1

. Подготовка устного ответа по карточке.

КАРТОЧКА



Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему благодаря ре­формам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?». Для этого вспомни:

2

. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5—7 человек). Задания выбирает учитель.

а) Напишите, что означают эти слова:

  1. Демос —

  2. Демократия —

  3. Реформы —

4) Граждане —

Ответы:

1) народ; 2) власть народа; 3) преобразования; 4) свободные афиняне

б) Ответьте на вопрос:

В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избе­гали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть
несколько причин. Какие причины назовете вы?

Ответ: Греческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, пос­кольку корабли были небольшими, плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную погоду при отсутствии компаса ориентироваться было очень сложно. Кроме того, небольшой размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды.

3.

Работа с классом. Обсуждение вопроса домашнего задания:

- Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на дли­тельный срок? {Богатые люди государства озлобились на него, так как он отменил рабство, а рабы — это бесплатная рабочая сила. Бед­ным людям не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)

- А существует ли сегодня в нашем государстве демократия?

4.

Устный ответ ученика по

карточке

и отзыв на него одноклассни­ков.

III. Переход к изучению новой темы.



Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта. Сегодня мы познако­мимся с тем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским государством.

Задача для учащихся: Сравнить условия жизни жителей Спарты и Афин в

VIII

-

VI

вв. до н.э.

IV. Изучение новой темы (см. презентацию)



План



  1. Географическое положение Спартанского государства.

  2. Спартанцы и илоты.

  3. Управление Спартой.

4) Воспитание спартанцев.

На доске тема урока, новые слова: Лакония, Мессения, илоты

1. Работа с картой, см. слайд презентации.



2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.



а) Задание: прочитать п. 1, § 31.

б) Выяснить:

3. Рассказ учителя (см. презентацию).



Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не ме­нялось с VIII по III век до н. э. Во главе государства стояли два царя-полко­водца из разных родов и совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием во­инов-спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров — они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте.

Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладель­цев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за прес­тупление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но

превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев.

  1. Работа с историческим документом (см. слайд презентации).



Плутарх. Ликург, XVI



Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своево­лие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии... Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нель­зя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребя­тишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 135-136.

5. Беседа по вопросам к документу.



— Что вам понравилось, а что не понравилось в воспитании мальчиков-спартан­цев? Почему? См. видеофрагмент открытого урока.

V. Закрепление изученного на уроке.



Беседа с учащимися.

— Чем отличались условия жизни жителей Спарты и Афин в
VII – VI вв. до н. э.?

Ответ:



а) Афины отличались от Спарты тем, что главными занятиями были не
земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастера­
ми в обработке бронзы и железа, в мореплавании и кораблестроении. Афинс­кие земледельцы выращивали мало зерна, но много винограда и оливковых
деревьев. Вино и оливковое масло вывозили на экспорт, зерно покупали в
Египте и Причерноморье.

б) Без морской торговли Афины не могли существовать, поэтому правите­ли имели мощный флот.

в) В школах Афин ценилось ораторское искусство, чтение, письмо и физи­ческие упражнения.

VI. Итог урока.



Домашнее 1. Прочитать § 31 учебника Вигасина.

задание:

  1. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Как вос­питывали спартанцев?».




  1. Для любознательных!



Что обозначает «детский способ голосования в Спар­те»?

Прочитайте миф на с. 142 учебника Вигасина.

…………………………………………………………………………………………

Данную методическую разработку урока (+ презентацию) можно использовать на уроках истории Древнего мира, в 5 классе.

В феврале 2010 года материалы разработки урока по теме «Древняя Спарта» были успешно апробированы на открытом уроке, с приглашением на него педагогов методического объединения естественно-гуманитарного цикла Казанцевской средней общеобразовательной школы.

Применяя методические разработки уроков подобного типа на уроках истории и обществознания, добиваюсь неплохих результатов усвоения учащимися учебных материалов. Свидетельством этому являются результаты предметных олимпиад, особенно за текущий (2009-2010) учебный год (см. таблицу).

Таблица:

«Итоги районной олимпиады по истории, обществознанию и



праву, Казанцевская школа»



Учащийся

класс

предмет

результат

1. Олеск Е.

11

история

2 место

2. Тедешвили А.

9

история

3 место

3. Лапов А.

11

право

2 место

4. Мясникова А.

11

право

3 место

5. Соловьева У.

11

обществознание

2 место

6. Сизенцева А.

9

право

3 место

7. Синчукова В.

9

право

1 место

Учитель истории и обществознания,

Егиоя Сергей НиколаевичДадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.