.RU

Смежные науки - 2009 международная академия трезвости собриология


Смежные науки


Порой весьма трудно провести четкую ограничительную черту между базисными и смежными науками. Очевидно, что некоторые из них одинаково успешно можно отнести как к базисным, так и смежным. По большому счету, все науки, так или иначе, между собой связаны. Поэтому в качестве главных критериев для разграничения базисных и смежных наук примем непосредственный для базовых и опосредованный для смежных наук характер сведений, необходимых для собриологической деятельности.

Лингвистика


Данные лингвистики применяются в собриологии не непосредственно, а опосредованно, в частности, через психолингвистику.

Психолингвистика

является одним из аспектов общей лингвистики и изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе (86). Это – комплексная научная дисциплина, изучающая процессы восприятия, формирования и порождения речи. Возникла эта наука в конце 1950-х гг., Представители этого направления лингвистики стремятся ответить на вопрос: что происходит, когда мы думаем, говорим, читаем, пишем, слушаем?
Оформление психолингвистики в отдельную науку связано в России с именами А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.А. Зимней, а за рубежом – с исследованиями в области бихевиоризма (Ч. Осгуд).
Для собриологии важны сведения психолингвистики о взаимосвязях мышления, восприятия речи на слух говорения, чтения и письма.
Психолингвистика позволяет глубже понять психолого-педагогическую методику избавления от алкогольной и табачной зависимостей, разработанную выдающимся собриологом ХХ столетия Г. А. Шичко.
Метод речевого воздействия также использует и доктор медицинских наук Г.Н. Сытин, который является автором многочисленных текстов настроев на реальное улучшение самочувствия человека без лекарств, только с помощью осознанного чтения этих настроев. Есть у него и собриологические настрои. За рубежом самым известным сегодня собриологом, использующим слово в избавлении от алкогольной и табачной зависимостей, является британский исследователь и практик Ален Карр.

Семиотика


Важна для собриология и

семиотика

. Семиотика (от греч. semeion - знак, признак) – это наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала) и природы (коммуникация в мире животных или в самом человеке - зрительное и слуховое восприятие (87).
Собриологию интересует, прежде всего, то, как знаки пронаркотического содержания воздействуют на сознание, подсознание и поведение людей, а также то, каким образом заменить знаки пронаркотического содержания на трезвенные знаки и символы.

Кибернетика


Связана с собриологией и

кибернетика

как наука о системах управления на всех уровнях. В самом общем виде структура управления включает управляющую и управляемую системы, а также прямые и обратные связи.
Вопрос о классификации видов управления неоднозначно решается в специальной литературе. Говорят о цикличном и смешанном управлении, жестком и динамичном, алгоритмическом и эвристическом. Для собриологии важно дифференцировать жесткое и эвристическое (мягкое) управление.
Причем, под жестким управлением понимается программа, составитель которой заранее точно знает, каков будет результат. Под эвристическим управлением результат прогнозируется лишь с известной степенью вероятности. Очевидно, что для собриологии, рассматривающей пути отрезвления общества, прежде всего, педагогические (через воспитание и обучение) важно эвристическое управление, т.к. полный комплекс условий, влияющих на процесс и результат, предсказать трудно.

Наркология


Чтобы определить пути отрезвления общества, необходимо понять, что такое нетрезвость (алкоголизм, наркомания, курение, зависимости), а это значит, что полезно рассмотреть, как эти явления понимаются в официальной

наркологии,

которая пытается исправлять эти явления медицинскими средствами. Не принимая в целом основную концепцию наркологии о зависимостях как болезнях, тем не менее, собриология может использовать некоторые сведения и из наркологии, в частности о разрушительных последствиях химических зависимостей для здоровья человека и т.п. Кроме того, для собриологов могут быть полезными те сведения из наркологии, которые рассматривают психический аспект зависимостей. Однако в целом позиция официальной наркологии собриологами не приемлется. И не только потому, что наркология дает очень малый положительный эффект, а больше потому, что современная наркология заводит проблему наркотизма в тупик и часто превращает избавление от зависимостей в пресловутый бизнес.

^ Другие взаимосвязи


Чтобы понять, каковы реальные химические свойства алкоголя, табака и наркотиков, без мифов и иллюзий, не обойтись без

химии и фармакологии.


Связана собриология и с

валеологией

как наукой о здоровье, болезни и выздоровлении,

алкогологией (алкологией)

как учением об отношениях человека с алкоголем и проблемах и явлениях в человеческом обществе, с ним связанных, с

экологией человека

, рассматривающей человека как биологическую систему, для которой обязательными являются все глобальные законы экологии, в том числе, и защита от загрязнений.
Наконец, собриология связана не только с логическими формами познания действительности (науками), но и с внелогическими формами:

музыкой, живописью, литературой, искусством театра и кино.

Внелогические формы познания действительности могут использоваться как во благо, для отрезвления людей, так и во зло – для вовлечения человека в грех зависимости. Задача собриологов – научиться использовать позитивный потенциал внелогических форм образования.
Обобщая сказанное в данной главе, следует еще раз отметить, что при определении противоречий, проблемы, объекта и предмета исследования, законах и закономерностях прослеживается междисциплинарный характер собриологии как науки и рассматриваются, прежде всего, идеологические, политические, нравственные, педагогические, психологические, социальные аспекты проблемы отрезвления человека и общества. Базовыми для собриологии являются науки, которые помогают разобраться в сущности явлений и определить пути отрезвления человека и общества – философия, этика, политология, правоведение, история, социология, педагогика, психология. Естественно-научные, и отчасти социологические данные, необходимые для научного обоснования трезвости как нормы, используются опосредованно. Также опосредованно используются и лингвистические науки. В свете всего вышесказанного, попробуем дать более полное и уточненное определение собриологии как науки:

Собриология

– это междисциплинарная наука, исследующая трезвость как естественное нормальное состояние человека, химические и другие зависимости как патологию и разрабатывающая научно обоснованные пути сохранения естественной трезвости и отрезвления человека и общества.
Как и всякая наука, собриология имеет свои законы и закономерности, знание которых необходимо для определения научно обоснованной стратегии и тактике отрезвления.

Литература


1. Маюров А.Н. Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательной профилактической работе с подростками и молодежью. - Н. Новгород, 2004.-С. 177.
2. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.9. Ск-Ун. - М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД», «Изд-во Мир книги».- 2007.- С.407.
3. http//en.wikipedia.org/wikisourse.
4. Трезвость и трезвение. //Трезвение.-2008.-№6.-С.3.
5. Михайлов В.А. Здоровый образ жизни в православном понимании. //Трезвение. Газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение».-2008. - №7.-С.4; №8.- С4.
6. Коняев В.А. Что такое трезвость?// Соратник.-2001.-июнь.-С.3.
7. Справочник оптималиста (составитель и редактор Е. Батраков). Абакан, 2001.- С.С.2, 16-17.
8. Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения: Монография /С.С. Аникин; Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск, 2004.- С.8
9. Башарин К.Г. Дорогой знаний.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007.-С.85
10. Шичко Г.А. Классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным «напиткам». www.optimalist.narod.ru;
11. Красовский К. Трезвенники www.optimalist.narod.ru;
12. Маюров А.Н. Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательной профилактической работе с подростками и молодежью. - Н. Новгород, 2004.-С. 198-199.
13. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. - М.: Academia. АМК и ПРО, 2001.-183 с.
14. Колесов Д.В. Учителю о наркомании. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт.-1999. –С.28-30.
15. Искаков Б.И. и др. Управляемые цепные реакции в демографии и экономике//статистические методы анализа и прогнозирования/ Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкогологии (Тезисы докладов Международной конференции-семинара). Вып. №16. /Под общей ред. Проф. А.Н. Маюрова.- Севастополь: МАТр, 2007.- С.32.
16. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. - М., 2003.-136 с.
17. Аникин С.С. Педагогика информационного пространства: информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся. / С.С. Аникин; Краснояр. гос. ун-т. им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2007.- 308с.
18. Леонтьева М.В. Современные особенности употребления алкоголя в образовательной среде. Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкогологии (Тезисы докладов Международной конференции-семинара). Вып. №16 /Под общей ред. Проф. А.Н. Маюрова.- Севастополь: МАТр, 2007.- С.150-154.
19.Шишкин В.Г. Изменить приоритеты. //Подспорье. Приложение к газете «Соратник» Союза борьбы за народную трезвость.- 2008.-№9 (88).-С.1-5
20.http://wciom.ru/novosti/press-vypusk/single/10030.html?cHash=58233663d5&print=1&no_cashe=1
21. http://top.rbc.ru/society/23/04/2008/159639.shtmi?print
22. http://news.mail.ru/politics/17498113/
23. Российская Федерация сегодня. – 2008. - № 14.- С.24-28.
24. Эйфория. – 2003.-№2(89).- С.6.
25. Там же.- С.14-16.
26. Там же.- С.8.
27. К решению вопроса о виноградном вине и пиве» от противоалкогольных обществ г. Москвы (1915). Открытое письмо городским и земским самоуправлениям России.- М.: Печатня А. Снегиревой, 1915.-68 с. Цит по: Феникс.-2008.-№4(166).- С.5-8).
28.Из заключения постоянной комиссии по вопросу об алкоголизме, состоящей при русском обществе охранения народного здравия, 1915 г. Цит. по Афанасьев А.Л. В.И. Ленин и борьба за трезвость.- Томск, 1987.- С.17-19.
29. Феникс.-2009.-№1(172).- С.2.
30.Эйфория. - 1998.-10.- С.5.
31. Философский энциклопедический словарь.- М.: Инфра-М, 2003.-С.313-314, 360.
32. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред.Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова.- М.:Политиздат, 1988.- С.211с.
33. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов.- М.: Изд-во НОРМА, 2000. – С.216, 257.
34. Там же.- С. 207.
35. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред.Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова.- М.: Политиздат, 1988.- С.193-195.
36. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, изд-вл Проспект, 2003.-С.218-251.
37. Там же.-С.255-270.
38. Там же.-С.474.
39. Там же.-С.480-495.
40. Там же.-С.525-549.
41. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.- М.: Гардарика, 1998.- С.11-14.
42.Там же.-С.227-240.
43. Там же.-С.241-252.
44. Там же.-С. 253-265.
45. Там же.-С.266-280.
46. Там же.- С. 47, 146.
47. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.- С. 25.
48. Там же.- С.29.
49. Там же.- С .16.
50. Кузьмин С. В прицеле законы для наркомафии. //Соратник. Газета Союза борьбы за народную трезвость.-2006.-№4.-С.7.
51. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.- С. 74.
52. Демин А. Что делать для защиты здоровья населения России от глобального табачного зла? //Эйфория. - 2008.-№2(116).- С.1.
53. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов): Учеб. пособие./Под ред.Е.А. Ануфриева/Е.А. Ануфриев, А.П. Бутенко, Н.А. Сахаров и др. -М.: Наука, 1994.- С.12.
54. Политология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Под ред. В.И. Власова. Серия «учебный курс».- Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ»., 2002, с.11
55. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов): Учеб. пособие./Под ред.Е.А. Ануфриева/Е.А. Ануфриев, А.П. Бутенко, Н.А. Сахаров и др. - М.: Наука, 1994.-. С.10.
56. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы политологии: Учеб. пособие для педучилищ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С.16.
57. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов): Учеб. пособие. /Под ред.Е.А. Ануфриева/Е.А. Ануфриев,А.П. Бутенко, Н.А. Сахаров и др. - М.: Наука, 1994.-. С. 109, 135-140.
58. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы политологии: Учеб. пособие для педучилищ. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - С.46-50.
59. Charles Wesley Ewing. The Bible and its Wines. http://en.wikipedia.org
60. James Boyd. Alcohol and the Bible: New Expanded Version. http://en.wikipedia.org.
61. Маюров А.Н. Предисловие. / Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкогологии (Тезисы докладов Международной конференции-семинара). Вып. №15. /Под общей ред. Проф. А.Н. Маюрова.- Севастополь-Ларнака: МАТр, 2007.- С.4-6.
62. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006.-С. 255.
63. Савицкий И.В. История как наука /История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: Программы специализированных курсов и тексты лекций: В 2 ч. - М.: Аспект Пресс, 2003.- С.247-248.
64. Там же.- С. 251-252.
65. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знания о прошлом: теория и история. В 2 т. - Спб.: Наука, 2006. Т.2. Образы прошлого.- 2006.-С. 422.
66. Там же - С. 478-624; 625-661.
67. Савицкий И.В. История как наука//История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: Программы специализированных курсов и тексты лекций: В 2 ч. - М.: Аспект Пресс, 2003.- С. 235.
68. Личискин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война.- М., 1999.- С.21.
69. Гринченко Н.А. Методы информационно-психологической войны применительно к алкогольно-наркотической проблеме// XXI век: здоровый образ жизни. Региональная научно-практическая конференция. г. Елец, 26 марта 2001 г. (Статьи, тезисы докладов и выступлений).- С.8-15.
70. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории.- СПб.: Лениздат, 2008.-С. 5-16; 304-313.
71. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.-С. 9.
72. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. -М.: Наука, 1994.- С. 70, 76, 78).
73. Там же.-С.79, 88.
74. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.-С.80.
75. Там же.- С.80
76. Там же.- С. 104, 116.
77. Там же.- С.279.
78. Там же.- С.290.
79. Там же.- С.328.
80. Там же.- С.345-371.
81. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл. Авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. - М.: Интерпракс, 1996.-С.39-83.
82. Педагогика: Учебник/ Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Велби, изд-во Проспект, 2004.-С.3.
83. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Учеб. Пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2000.-С.19.
84. Педагогика: Учебник/ Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Велби, изд-во Проспект, 2004.-С.108.
85. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/Учеб. Пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2000.-С.368.
86. Там же. – С.368-369.
87. Там же.- С. 369-371.
88. Педагогика: Учебник/ Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Велби, изд-во Проспект, 2004.-С.233.
89. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. заведений/Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-С.15.
90. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.-С.25.
91. Там же. - С.27.
92. Губанов А.Т. Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему моральному и дурному. - Калуга, 2002.-С.79-
93. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.-С.68-69.
94. Там же.-С.248, 254, 258, 270 и т.д.
95. Там же. – С. 267.
96. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Ун-Яя. - М.: «Большая Российская энциклопедия», ООО «ТД», «Изд-во Мир книги», 2007.- С.484.
97. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Ун-Яя. - М.: «Большая Российская энциклопедия», ООО «ТД», «Изд-во Мир книги», 2007.- С.433.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.