.RU

Body{font-family : "Times New Roman", Times, serif; color:#000000; line-height: 5;}. p{text-align: justify; margin-bottom 5em;} - 15


ПРИМЕЧАНИЯ
1. Одиссея. Песнь IX, 2 - 11.
2. Ср. Илиада, VI, 146; XXI, 464.
3. Илиада, XVII, 446.
4. Софокл "Эдип в Колоне", 1225.
5. Кассиан. 18. Собеседование V.
6. Подвижнические уставы. Гл. 18, 428; 22, 450.
7. Об Иакове, брате Господнем, см. у Егезиппа, Ap. Evseb. Hist. Eccles. Lib. 2. 23, - у Иеронима, Contra Iovianum. О сынах Зеведея см. у Иеронима, Contra Vigilantium. Lib. 1, 26, у св. Епифания, Adv. Haeres. 58. 4. 78, 13.
8. Иероним. Ap. Tit. 2, 7. Антиох монах. Hom. 112.
9. См. у Евсевия. "История Церкви". Lib. III, 29, 31.
10. Иероним I, 1. Contra Jovianum. Епифаний. Haeres. 30, 15.
11. Игнатий, Послание к Поликарпу V. Иустин Apolog. т. 18. Legatio pro Christ. 38. Octav. 31. Тертуллиан. Ad xorem. I, 1, 4, 6 и т.д.
12. Vita Sancti Hilarii. Cap. 26.
13. Vita patrum. Lib. I. C. II.
14. Песнь 1-я. Троп. 2.
15. На Господи воззвах. Стих. 1-я.
16. На Господи воззвах. Стих. 2-я.
17. Песнь 3-я. Троп. 1.
18. Песнь 6-я. Троп. 1.
19. На Господи воззвах. Стих. 1-я.
20. Там же, 1-я.
21. На Господи воззвах. Стих. 3.
22. Песнь 5-я. Троп. 1
23. Песнь 4-я. Троп. 1.
24. Песнь 8-я. Троп. 2.
25. Песнь 4-я. Троп. 1.
26. Там же. Троп. 2.
27. Песнь 3-я.
28. Песнь 5-я. Троп. 2.
29. Песнь 6-я. Троп. 3.
30. Песнь 1-я. Троп. 3. Песнь 4-я. Троп. 2. Песнь 5-я. Троп. 1. Песнь 9-я. Троп. 3. Песнь 4-я. Троп. 3. Песнь 6-я. Троп. 2. Песнь 8-я. Троп. 3.
31. Песнь 4-я. Троп. 3.
32. Мумиями называются тела умерших, тщательно набальзамированные для предохранения от разложения.
33. Евсевий. Demonstat. Evang. 227.
34. Созомен. Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. Гераклеополь теперь Ahnas.
35. Vita patrum: "Arurae autem erant ei trecentae uberes, et valde optimae". Arura - квадратная мера во сто египетский локтей. Rosweid. Onomasticon ad Vita patrum. 1014, 1015. Arura равняется трем четвертям английского акра. Акр - 889 квадратных сажен.
36. Афанасий. Vita Antonii. Здесь говорится о греческой учености. Ср. Созомен. 1, 13. Тильемон. Mem. Eсceles. T. VII, 666.
37. Vita Antonii, 2, 3.
38."Достопамятные сказания о подвижн. отц." 3, 1.
39. Созомен. Hist. Eccles. Lib. 1. 13.
40. Служба 17 января.
41. Добротолюбие. Т. I. 3.
42. Четьи-Минеи, 17 января.
43. Созомен. Hist. Eccles. Lib. I, 13.
44. Слова преосв. Феофана.
45. Из слова митрополита Филарета.
46.Об искушениях св. Антония см. Vita Antonii. s. Athanas. 39, 40.
47. "Решительный шаг в восхождении к Богу, самое преддверие Богообщения есть совершенное предание Ему себя". Свт. Феофан. "Путь ко спасению", 380.
48. Иов. 2, 4 - 6.
49. Добротолюбие. Т. I, 8.
50. "На пути к живому Богообщению стоит неминуемо безмолвие, если не всегда как известный образ подвижнического жития, то всегда как состояние, в коем внутрь собранный и углубленный дух огнем Духа Божественного возводится к серафимской чистоте и пламенению к Богу и в Боге". Преп. Феофан. Путь ко спасению, 386.
51. По древнему делению Египта, в Афродитопольском округе к востоку от Нила. См. Иероним, Т. I, Vit. Hilar. Также - Description de lEgyrte falte pendant lexpedition de larmee Franc. Т. IV. Р. 420. 1821.
52. То были развалины старого военного укрепления. См. Четьи-Минеи, 17 января.
53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344 - 349.
54. "Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены", - разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января
55. Добротолюбие. Т. I, 9.
56. Служба 17 января.
57. "Не все безмолвники оставляются Богом в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служения ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыне, глас был в его безмолвии, изведший его на труды руководства других на пути спасения, - и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими. Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле". Преп. Феофан. Путь ко спасению, 392.
58. Добротолюбие. Т. I, 9.
59. Из писем св. Антония к инокам.
60. Четьи-Минеи, 17 января.
61. Афанасий. Vita Antonii, 46.
62. Там же, 73. Созомен: "Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы предмет разговора и был спорный. Как-то мудро, ему одному свойственными оборотами речи он укрощал разгоравшийся спор и давал беседе тон умеренности. Отклоняя собеседников от горячности, он умел приводить их в мирное настроение духа".
63. Афанасий. Vita Antonii, 72 - 80.
64. Письмо Антония к инокам.
65. Афанасий. Vita Antonii, 69 - 70.
66. Письмо Антония к инокам седьмое.
67. Иероним. Vita s. Hilar. 26. Об учениках св. Антония см. у Руфина - Hist. Eccles. Lib. I. С. 13.
68. Афанасий. Vita Antonii, 94.
69. Служба 17 января.
70. Apolog. II, 424.
71. Фридленер "Картины из истории римских нравов". II. С. 333 - 334.
72. Беседа на Евангелие от Мф. VII.
73. "Лавсаик", 103.
74. Блаженный Иоанн был сыном одного ремесленника из города Ликополя и до 25 лет сам был плотником. Побуждаемый желанием посвятить себя всецело Богу, он удалился в пустыню. Там, по примеру святого Антония, подвизался около 12 лет под руководством одного пустынножителя и навык полному послушанию и отречению от своей воли. Прожив по кончине старца пять лет в обители, Иоанн удалился в пустыню, избрав для своего пребывания гору в четырех верстах от города. На самой вершине горы он устроил келью из двух комнат: в одной молился, в другой работал и подкреплял себя пищей. С посетителями Иоанн беседовал только по субботам и воскресным дням. Для отдохновения посетителей впоследствии близ кельи устроено было обширное помещение, более чем на 100 человек. О святом Иоанне смотри также в "Лавсаике" Палладия, епископа Еленопольского. Спб., 1850. С. 124 - 147. О нем упоминают и другие церковные писатели: Августин, "О граде Божием". К. V, гл. 26. "Попечение об умерших", гл. 16. Кассиан, кн. IV гл. 23. Institutiones et Collat. II, гл. 9. Collat. XXIV, гл. 26; Евхерий в "Похвале пустыни", и многие другие. Память его 27 марта.
75. Фиваидой называлась обширная равнина в области Верхнего Египта, местность весьма пустынная. В некоторых местах ее не встретишь ни травы, ни кустарника, ни деревьев. Среди песчаного моря встречаются темно-бурые скалы, обсыпанные песком и перерезанные черными тропинками. Дикие звери - шакалы и гиены - гнездятся в мрачных расселинах скал, голодные коршуны кружатся около вершин. См. Фридлендера "Картины из истории римских нравов". Т. II. С. 348; Partey Wanderungen. 2, 481; Brugsch Reisenberichte. 328. О Фиваиде см. также у Кледена Handbuch der Lander - und Staatenkunde, 810. Пустынная Фиваида прославилась подвигами св. отшельников. "Не столь светло небо, украшенное звездами, - говорит св. Иоанн Златоуст, - как пустыня египетская, являющая повсюду иноческие кущи... Египетская пустыня лучше рая. Там увидим в образе человеческом бесчисленные лики ангелов, сонмы мучеников, собрание дев..." Беседа на Евангелие от Мф. VII.
76. Ликос или Ликополь - "волчий город", названный так потому, что был посвящен египетскому божеству Анубису. Теперь - Siout, Siut. По берегам Нила от развалин древних Фив до самого Миниета идут древние каменоломни и гробницы, служившие потом убежищем для святых отшельников. Горы, окрущающие Siut также изрыты гробницами древних египтян. Siut ведет обширную торговлю с Дарфуром. Местоположение очаровательно, особенно если смотреть на город с крутых возвышенностей на западной стороне Нильской долины. Вид на разлившийся Нил один из прекраснейших в целом Египте, по словам Лепсиуса. См. у Кледена. С. 809, и у Elise Reclus Nouvelle Geographie universelle, X, 503, 519, 557, 606. В окрестностях и теперь можно еще видеть в пещерах на каменных стенах знамение креста...
77. Палладий в "Лавсаике": "Я нашел его сидящим у окна, чрез которое он, кажется, всегда беседовал с посетителями". С. 129.
78. Император Феодосий Великий царствовал в 370 - 395 годах. Он отличался искренним благочестием и усердно способствовал окончательному торжеству христианства. В римском мартирологии под 27 марта читаем: "В Египте святого Иоанна пустынника, известного святостью жизни. Отличаясь многими добродетелями (inter cetera virtutum insignia), он был исполнен даром пророчества и предсказал императору Феодосию победы над тиранами Максимом и Евгением". Победа над Максимом была одержана в августе 388 г. Евгений, покровительствовавший язычеству, провозгласил себя императором Западной части римской империи в 392 г. Он велел вновь поставить в Римском сенате жертвенник римского языческого божества Виктории, вынесенный по приказанию Феодосия. Феодосий поразил Евгения в 394 г. Вебер во "Всеобщей истории" говорит: "Святой отшельник из Фиваидской пустыни предсказал победу". Т. IV. С. 605. Об этой войне см. у Августина "О граде Божием", V, 26; у Амвросия Медиоланского. Т. II, epist. 62; у Павлина Vita Ambrosii, 26 - 34; Орозия, VII, 35; у Созомена, VII, 24; у Феодорита, V, 24; у Клавдиана, Зосима и др.
79. Кирена - главный город в Киренаике, греческая колония, после Карфагена первый по величине город в северной Африке, но здесь, согласно Палладию и контексту речи, следует разуметь не Кирену, а Сиэну, "крайний город Фиваиды со стороны Эфиопии", лежавшей на юг от Египта. Сиэнэ - теперь Ассуан (по иероглифам - Suan: отверстие, вход), под 24 5 23 сев. широты. Город был выстроен амфитеатром и окружен садами из пальм. Близ него - остров Элефантин (Dschesireh=es=sahir, остров цветов). "Во время летнего поворота солнца особенно посещались Элефантин и Сиэнэ, два пограничных пункта Египта, лежавшие под поворотным пунктом Рака и представлявшие в это время необыкновенную картину природы. В полдень там не было ни малейшего признака тени: храмы, обелиски, люди освещались полным солнечным сиянием; в Сиэнэ в известный день в один и тот же час весь солнечный диск отражался в священном колодце и покрывал собою всю поверхность воды до самых краев". Флидлендер "Картины из истории римских нравов". Т. II. С. 350. Aristid. I, 1, р. 347. См. также: Nouvell. Geographie universelle par Elise Reclus, X, 88, 91, 108, 111, 540, 541. Handbuch der Lander - und Staatenkunde, von Kloeden, 813.
80. Дикие эфиопляне делали частые набеги на Египет. Цари их в древние времена владычествовали даже над всем Египтом. См. "Всеобщую Историю" Г. Вебера. Т. 1. 184. Ср. Nouvell. Geographiе universelle par Elise Reclus, X, 74, 193, 239, 297, 480.
81. Трибун - военный начальник.
82. Об удалении иноков от свидания с женщинами читаем в "Луге духовном": "Старец говорил: чадца, соль из воды и, соединясь с водою, растворяется и исчезает. Так и монах. От жены произойдя, он, приближаясь к женщине, ослабевает и обращается в ничто, т.е. перестает быть монахом". Гл. 217 нового перевода "Луга духовного". Ввиду такой опасности для инока от встречи с женщинами, подвижники, скрепя сердце, отказывали в свидании даже сестрам и матерям (См. Мф. 12, 50). Когда сестра святого Пахомия сделалась монахиней и даже настоятельницей женской обители, он беседовал с ней не иначе, как при посредстве инока Петра, глубокого старца высокоцеломудренной жизни. Святой Бенедикт Нурсийский принимал свою сестру только раз в год, и это свидание брата с сестрой отнюдь не должно было продолжаться более одного дня. Другие избегали свидания даже с матерью, например, Феодор, ученик Пахомия, Пимен, Нуф, Симеон Столпник и преподобный Феодосий Печерский. См. также рассказы о Пиоре, Иоанне Каламите, Феодоре, Маркиане и других. О самом святом Антонии - в его жизнеописании, составленном святым Афанасием, говорится, что он после давней разлуки увидал свою сестру лишь тогда, когда в старости она сама сделалась настоятельницей монастыря, 54.
83. Ср. наставление святого Иоанна Крестителя воинам. Лк. 3, 14.
84. Блаженный Августин в своем сочинении "Попечение об умерших", рассказав об этом чудесном событии, прибавляет: Qui hoc ab eis comperit, retulit mihi vir gravis et hobilis, et dignissimus credi. "Тот, кто узнал об этом от них самих, то есть от мужа и жены, удостоившейся дивного видения, рассказал и мне, и это был муж почтенный, знаменитый и вполне достойный доверия". Liber de cure pro mortuis agenda. Cap. 16. Судьба Юлиана отступника слишком памятна была всем и достаточно оправдывает благопопечительный совет святого старца беречь дитя от влияния язычества.
85. Все благосостояние Египта зависело от ежегодного разлития Нила. Но Нил подымался не на одинаковую высоту. При слишком большом разливе земля наводнялась чрезмерно, и образовывались болота и болотные пруды, наоборот - при слишком малом подъеме разлива нивы страдали от недостатка орошения и стране грозил голод. См. Диодор, 1, 52. Понятно, как многоценны были для жителей Египта указания святого мужа.
86. Палладий в "Лавсаике" говорит о своем путешествии: "Иногда я шел пешком, иногда плыл водою, и кончил свое путешествие в 18 дней". С. 128.
87. У Миня (Patrolog. cursus compl. series latina. T. XXI. С. 238 - 239) выражается мнение, что упоминаемый здесь диакон был Петроний, впоследствии епископ Бононии (Болоньи).
88. Святой Антоний говорил: "Когда злые духи всевают в душу богопротивные мысли, то чрез сие как бы вселяются в нас и делаются как бы видимыми в нашем теле, в наших грехах". "История православного монашества на Востоке". Ч. I, 101.
89. Кассиан говорит: "Постоянно чистая и нерассееваемая молитва есть цель и совершенство инока" ("Достопамятные сказания", 134). Главной молитвенной книгой иноков была Псалтирь. Блаженный Августин говорил, что любовь к псалмопению породила монастыри (August. In Psalm. 132). Для келейной молитвы не было определенного устава. Исидор говорил: "В молодости я не определял времени для молитвы, - дни и ночи проходили в молитвословии" ("Достопамятные сказания", 90). Однако считалось обязательным ночью и вечером пропеть по 12 псалмов. Так повелось среди подвижников от древнейших времен (Cassian. Instit. L. 2. c. 6). Общественное богослужение совершалось в субботу и воскресенье. Ночное богослужение начиналось раньше пения петухов и оканчивалось пред зарей или при четвертом пении петухов (Cassian. de coen. instit. L. 3, c. 5. 8). См. также прим. к 73-й главе "Луга Духовного" в новом переводе.
90. В словах святого Иоанна содержится заботливое предостережение против антропоморфизма. Антропоморфистами называются те, которые приписывают Богу качества телесной природы. Это заблуждение в то время находило много последователей среди египетского иночества. Об этом см. "Историю христианской Церкви" Д. Робертсона. Т. I, 357.
91. Безмолвие высоко ценилось среди святых подвижников. См. "Достопамятные сказания о подвигах отц.", 4. "Лествица", гл. 27. Превосходные наставления о безмолвии дает еписк. Феофан Затворник, "Путь ко спасению". С. 386 - 387. См. также прим. к 67 гл. "Луга Духовного" в новом переводе.
92. О влиянии злых духов см. в сочинении святителя Феофана Затворника, например, "Путь ко спасению". С. 124125. Египетские иноки знали наставления о сопротивлении им святого Антония и других отцов. См., например, письма святого Антония 1, 6 идр., в "Христианском Чтении", 1835. Самая тяжкая борьба предстояла иноку с могущественнейшей из страстей - плотской похотью. Страшная борьба с плотской похотью, какую вели подвижники в своем уединении, побуждала их в чувстве отчаяния нередко искать смерти: иные топились в реках и морях, бросались с высоких скал в пропасти и ущелья, другие пронзали себя мечом или умерщвляли другим способом, как говорится об этом, например, в житии святого Пахомия, в сочинениях Григория Богослова и Амвросия Медиоланского. Другим, менее решительным, средством служило самооскопление. Само собой разумеется, Церковь строго осуждала подобные средства. В древней Церкви существовало много законов и соборных постановлений, направленных против скопцов, как дерзких нарушителей порядков, устроенных Самим Богом. Самоубийство, как и самооскопление, рассматривалось как "обнаружение слабости, а не силы". "Церковь приемлет только победителей, а не побежденных" (Святой Амвросий Медиоланский). Некоторые подвижники усмиряли плотскую брань посредством холода, пользуясь холодной водой, льдом и снегом, другие - посредством лежанья на терновнике, волчцах и крапивнике. Наш киевопечерский подвижник преп. Иоанн Многострадальный закопал себя по грудь в землю, чтобы усмирить плотскую похоть. Но самыми обычными и наиболее целесообразными средствами были пост, молитва и удаление от женщин. См. "Луг духовный" в новом переводе, прим. к гл. 14-й.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.