.RU

§2. :   В зависимости от характера изучаемого объекта (количества изучаемых

В зависимости от характера изучаемого объекта (количества изучаемых языков), целей и задач его изучения в современной науке о языке различается языкознание общее и частное.
Общее языкознание изучает общие особенности человеческого языка, общие законы его строения, функционирования и развития. В центре внимания общего языкознания находятся так называемые языковые универсалии (от лат. universalis — ‘общий, всеобщий’), т. е. такие языковые явления, факты, закономерности и т. п., которые свойственны всем языкам мира (абсолютные универсалии) или большинству из них (статистические универсалии). К языковым универсалиям относятся такие явления, как, например, звук, гласный, согласный, смычный согласный, слово, часть речи, имя, имя собственное, глагол, имя числительное, местоимение, предложение, выражение в нем отношений между субъектом (подлежащим) и предикатом (сказуемым), категории оценки, определенности-неопределенности и др.1 Объектом изучения в общем языкознании могут служить и относи- [2] тельно редкие, и даже уникальные явления, если они представляют интерес для построения общей лингвистической теории.
Общее языкознание интересуют также проблемы происхождения языка, закономерности исторического развития языков, классификации языков мира, вопрос о происхождении и развитии письма. К компетенции общего языкознания относится проблема создания и использования различных средств международного общения, искусственных международных языков. Разработкой этой проблемы занимается раздел языкознания, который называется йнтерлингвйстикой.
Курс «Введение в языкознание» как начальная составная часть курса общего языкознания содержит самые элементарные сведения о языке как общечеловеческом явлении, т. е. представляет собой элементарное изложение важнейших сведений из курса общего языкознания. Основная цель данного курса — познакомить студентов с важнейшими понятиями и явлениями, знание которых необходимо при изучении всех остальных языковедческих дисциплин.
Ср.: «Данный курс должен служить для того, чтобы ознакомить студентов с системой понятий и терминов, которыми пользуется любая языковедческая дисциплина и без которых трудно слушать и понимать соответствующие специальные курсы. Этот курс должен быть подлинным “введением” в весь цикл лингвистических предметов вуза» [Реформатский, 1967, с. 5—6].
Частное языкознание занимается изучением отдельных языков, определенных групп языков (родственных и неродственных) или их семей, например: русского, польского и немецкого, русского и чешского, русского и казахского, славянских, германских, всех индоевропейских и т. д. В зависимости от объекта изучения (конкретного языка, группы языков или их семьи) в частном языкознании выделяются частные языковедческие дисциплины: русское языкознание (или русйстика — изучает русский язык), литовское языкознание (или литуанистика — изучает литовский язык), японское языкознание (или японистика — изучает японский язык), германское языкознание (или германистика — изучает германские языки), романское языкознание (или романистика — изучает романские языки), тюркское языкознание (или тюркология — изучает тюркские языки), кавказское языкознание (или кавказоведение — изучает кавказские языки), индоевропейское языкознание (или индоевропеистика — изучает индоевропейские языки) и т. д.
В частном языкознании отдельные языки или их группы и семьи могут исследоваться в разных отношениях, в разных аспектах, в частности с точки зрения их состояния, функционирования в тот или иной момент, на том или ином этапе развития или же с точки зрения эволюции, исторического развития языков. На этом основании в рамках частного языкознания различается языкознание описательное и историческое.
Описательное языкознание [или синхронное, синхроническое (от греч. synchronos — ‘одновременный’)] изучает языки (или отдельные их уровни, определенные языковые факты, явления) по их состоянию на известном этапе развития. Обычно это современное их состояние, реже — состояние предыдущих этапов развития (например: современный русский язык, русский язык второй половины XIX в.). При этом в центре внимания языковедов находятся различные языковые явления, факты, единицы разных уровней языка в их связях и взаимоотношениях, системные взаимоотношения между ними.
В рамках описательного языкознания выделяется сопоставительное языкознание, которое изучает два (реже — более двух) родственных либо неродственных языка в методических целях, для облегчения усвоения материала разных языков, прежде всего неродных по отношению к родному. В прошлом в разных союзных и автономных республиках СССР было широко распространено сопоставительное описание русского языка и разных национальных языков (например, существовали: сопоставительная грамматика русского и украинского языков, сопоставительная грамматика русского и узбекского языков).
Историческое языкознание [или диахронное, диахроническое (от греч. dia — ‘через’ и chronos — ‘время’)] изучает языки (различные языковые факты и явления) с точки зрения их изменения и развития (на основе результатов описательного языкознания). При этом в центре внимания исследователей находятся изменения, происходящие в изучаемых языках, т. е. различные языковые процессы. В качестве примера можно привести описание языкового материала, языковых фактов в учебных пособиях по истории русского литературного языка, исторической грамматике русского языка.
В рамках исторического языкознания выделяется сравнительно-историческое языкознание, которое изучает определенные группы родственных языков с целью определения исторического прошлого и направления развития того или иного языка путем сравнения отдельных фактов изучаемых языков. Например, установлено, что существительное мать употребляется с данным корнем во всех славянских языках и в ряде других (неславянских) индоевропейских языков, откуда следует, что это слово возникло в период до образования общеславянского языкового единства, т. е. в общеиндоевропейском (праиндоевропейском) языке, или в индоевропейском праязыке. Глагол писать имеет общий корень только в славянских языках, но в неславянских индоевропейских языках этот корень отсутствует; это значит, что данный глагол возник в период общеславянского языкового единства, т. е. в общеславянском (праславянском) языке, или в славянском праязыке. Полные, местоименные формы прилагательных известны только в славянских и балтийских языках, следовательно, они могли возникнуть в период предполагаемого балто-славянского языкового единства. В качестве примеров сравнительно-исторического описания языкового материала можно привести научные труды под такими названиями, как «Сравнительная грамматика славянских языков», «Сравнительная грамматика индоевропейских языков» и т. п. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.