.RU

2.3.2. Развитие национальных политологических школ

Французская политологическая школа Сразу после этой конференции во Франции были созданы Национальная административная школа, Институт политических исследований при Парижском университете, Национальный фонд политических наук, а также Французская ассоциация политических наук. Последняя совместно с Национальным фондом политических наук с 1951 г. приступила к изданию «Французского журнала политической науки». В 1956 г. во Франции введена ученая степень доктора политических наук. По декрету правительства в университетах страны введен новый курс «Конституционное право и политические институты», который способствовал пересмотру традиционных методов исследования политических феноменов и процессов. Впечатляющих успехов французская политическая наука добилась в области исследования конституционализма, государства и власти, политических систем и режимов, партий и партийных систем и т. д. (М. Дюверже [53, 54], Б. де Жувенеля, Ж. Бюрдо, Ж. Веделя, М. Прело, П. Фавра [162] и др.). Франция во многом определяет развитие политологии на Западе. Важное место в кругу интересов французских политологов занимает исследование политических процессов в рамках конституционного права. В 1960—1970 гг. появилась серия работ французских политологов (М. Прело, Баренса, Буррико, Ж. Бюрдо, Арона [9, 10], М. Дюверже [53, 54] и др.), в которых широко обсуждался как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы четко обозначилась специфика исследований французской школы. Специфика выражается в акцентировании внимания в первую очередь: 1) на исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения; 2) на изучении социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов, рекрутирование правящих элит, соотнесение рациональных и иррациональных элементов политики; 3) на исследовании стратегий политических партий и движений, политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи; 4) на развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений. Крупным представителем французской политической науки был Морис Дю- верже, который удачно сочетал в себе качества ученого и преподавателя, журналиста и писателя, а также видного общественно-политического деятеля. М. Дюверже опубликовал большое количество работ как научно-исследовательского, так и учебно-педагогического характера: «Политические партии» (1951), «Методы политической науки» (1959), «О диктатуре» (1961), «Социология политики» (1966), «Демократия без народа» (1967) и др. В числе наиболее важных черт, которые характеризуют М. Дюверже как крупного социолога и политолога, сами французы называют независимость мышления, логическую строгость и широту взглядов. Круг основных проблем, которые разрабатывал М. Дюверже, можно объединить в следующие три группы. Первая группа включает в себя проблемы теоретико-методологического характера. К ним относятся проблемы: • разграничение различных областей политологического знания (М. Дюверже считал, что политическая социология представляет собой самую широкую область политологического знания, т. к. охватывает всю совокупность человеческих отношений, основанных на власти, управлении и авторитете); • определение понятия предмета политической науки (М. Дюверже рассматривал политическую науку как науку о власти; но такая концепция, по его мнению, не раскрывает предмета политической науки во всей его полноте, так как оставляет в стороне такое понятие, как «влияние». «Власть» и «влияние» хотя и близкие, но отнюдь не тождественные понятия. Всякая власть, осуществляемая в обществе, предполагает влияние. Но не всякое влияние, оказываемое одним индивидом на других индивидов, рассматривается как власть в строгом смысле этого слова). Вторую группу составляют проблемы демократии. Исследуя эти проблемы, М. Дюверже обращался прежде всего к осмыслению опыта демократического развития западных стран. Последние, по его мнению, живут в условиях плутодемократии, т. е. в условиях такого политического правления, когда властью обладают одновременно и народ, и богатство. Плутодемократия выступает в двух формах: либеральной демократии и технодемократии. Но в каких бы формах она ни осуществлялась, это еще не подлинная демократия. Подлинная демократия, подчеркивал М. Дюверже, это нечто другое. Она определяется через «свободу для народа и для каждой части народа». Третья группа — проблемы политических партий. Обращаясь к этим проблемам, М. Дюверже ставил два главных вопроса: • насколько политические партии демократичны, т. е. насколько они реально выражают и воплощают интересы широких масс? • какой режим более демократический: партийный или беспартийный? Отвечая на первый вопрос, М. Дюверже подчеркивал, что организация современных политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Их внутренняя структура в существенных чертах автократична и олигар- хична. Что касается второго вопроса, то при всех своих недостатках партийный режим все-таки остается лучше режима беспартийного. 2.3.2.2. Германская политологическая школа Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политикосоциальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях: • философия политики; использование категорий философии, методов психоанализа (видные представители Ю. Хабермас [172, 173, 174, 175, 176], Э. Фромм [168, 169, 170, 171]); • изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Арендж, К. Р. Поппер [133]); • исследование социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Р. Дарендорф [47, 48, 49]). 2.3.2.3. Английская политологическая школа Английская политическая наука, во многом тяготея к позитивистской методологии, в целом сохранила историко-философскую направленность. В 1950 г. по инициативе Г. Ласки, Д. Брогена, Ч. Уильсона, М. Оукшота [117] и др. была учреждена Ассоциация политических исследований Соединенного Королевства (АПИСК), ставшая одним из филиалов Международной ассоциации политических наук. С того же года начал выходить печатный орган АПИСК «Политические исследования». Кроме него в настоящее время издается несколько других политологических журналов. Научно-исследовательская деятельность в области политики и преподавание политологии осуществляются примерно в 40 университетах страны. Аналогичные процессы происходили и в других европейских странах. Результатом этого стало создание множества национальных и региональных ассоциаций и организаций политических наук. Широкое развитие получило преподавание политологии в университетах и вузах гуманитарного профиля, а также подготовка бакалавров, магистров и докторов по различным областям политологии. Существенно расширился круг политологических журналов. 2.3.2.4. Американская политологическая школа Центральным для послевоенной политологической школы США явилось исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделялось рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории политического управления, политической модернизации. Среди светил политической науки можно выделить Г. Лассуэлла (1902—1979), профессора права и политической науки Йельского университета. Его основные работы: «Политика: кто получает, что, когда и как» (1936), «Демократия по средствам общественного мнения» (1941). Значение данных работ для американской политической науки очень велико. Вклад Г. Лассуэлла можно условно сгруппировать в 4 блока: • обоснование методологических проблем исследования политики (излагая их с использованием фрейдистского подхода, Г. Лассуэлл сформулировал теорию политического психоанализа; суть ее состоит в том, что психологический механизм личности — важнейший фактор, обусловливающий ее отношение к политике); • формулирование теории политических личностей (он выделил три основных типа политиков: администратор, агитатор, теоретик; характеризуя их, отмечая позитивные и негативные качества, Г. Лассуэлл отдавал предпочтение «смешанному типу» с убеждением, что последний сочетает в себе все лучшее, что свойственно другим типам политической личности); • проблема политической власти и ее распределения в обществе (Г. Лассуэлл рассматривал власть в качестве центральной категории политической науки; существенную роль в процессе властвования играют ценности, а также характер распределения их в обществе; чтобы понять политический процесс, политическая наука должна определить его цели и объекты; выявить основные тенденции в распределении ценностей; изучить условия, объясняющие эти тенденции; наметить всевозможные изменения в будущем; выбрать такие способы действий, которые должны привести к максимальному достижению ценностей); • идеи Г. Лассуэлла о пропаганде, оказавшие значительное влияние на развитие теории СМИ (он был сторонником тезиса, согласно которому пропаганда представляет собой «продуманный отбор символов», распространяющихся с целью «оказать влияние на поведение масс»; основная цель этой теории — создать такую систему пропаганды, которая была бы «незаметной», «ненавязчивой» и в то же время обладала бы большей силой воздействия [79]; разработанная Г. Лассуэллом теория политической семантики в целом легла в основу символического мышления, сила которого состоит в том, что оно формирует рефлексы политического поведения и позволяет политическим лидерам искусно манипулировать этим поведением в собственных интересах). В послевоенные десятилетия получили дальнейшее развитие теории, идеи, концепции, выдвинутые и сформулированые в довоенный период. Это прежде всего теория групп вообще и заинтересованных групп в частности и связанная с ней теория равновесия политических сил (Д. Трумен, Д. Истон [64], Р. Тейлор [142] и др.), теории демократии (Р. Даль [44, 45], Дж. Сартори [139] и др.), теории элит и элитизма (Г. Лассуэлл [79], Р. Миллс [100] и др.), концепции власти, ее контроля и влияния на нее (Дж. Кэтлин, Ч. Мерриам [94], Г. Моргентау) и другие. Наряду с этим начались и широкомасштабно проводились исследования политических систем (Д. Истон [64], К. Фридрих, К. Дойч, Г. Шиле, Р. Арон [9, 10] и др.), партийно-политических систем (М. Дюверже [53, 54], У. Д. Бернхэм, Дж. Сандквист, К. Байме [11, 12] и др.), структурно-функциональный анализ мира политического (Т. Парсонс [124], Ч. Бернард, Р. Мертон [95, 96, 97] и др.), изучение идей конфликта и консенсуса в политике (С. М. Липсет [84], Л. Коузер и др.). К этому же периоду относится формирование такого важного направления, как сравнительная политология. Следует отметить, что традиция политической теории уже сама по себе содержит элемент компаративизма, классификации и ти- пологизации. Но этот элемент специально не выделялся как особая сфера исследования. Не случайно в «Энциклопедии социальных наук», опубликованной в 1930—1935 гг., отсутствует статья о сравнительной политике. Лишь в конце 1950 — начале 1960-х гг. сравнительная политология стала самостоятельным крупным разделом политической науки. Сравнительная политология формировалась в русле веберовской политической социологии. Ее начало было заложено получившей широкую популярность и отклики статьей Г. Алмонда «Сравнительные политические системы», опубликованной в 1956 году. Последующие плодотворные изыскания самого Г. Алмонда, С. Вербы [5, 6], Р. Путнема, С. Пая, Р. Инглхарта и др. существенно расширили и углубили наши знания о структурах, условиях и последствиях политического поведения и политической культуры различных слоев населения в индустриально развитых странах. Немаловажное значение имеют сравнительные исследования заинтересованных групп и неокорпоративистского механизма принятия решений (Ф. Шмиттер, Г. Лембрук, С. Бергер, Дж. Голдтроп и др.), сравнительные исследования политических партий (Дж. Сартори [139], А. Лийпхарт, Б. Поуэлл и др.). В формировании сравнительной политологии немаловажную роль сыграл выход в 1960 г. коллективной монографии «Политика в развивающихся регионах». В ней была предпринята попытка разработать модели развития социально-политических и социально-экономических отношений в ходе модернизации. В контексте веберовской концепции типов господства С. Н. Айзенштадт в своей работе «Политические системы Империи» (1963) проанализировал так называемые бюрократические империи. Р. Бендикс в 1964 г. опубликовал монографическое исследование «Строительство наций и гражданство», в которой давался сопоставительный анализ процесса формирования наций в Западной Европе, России, Японии и Индии, с использованием веберовских концепций национализма, традиционализма, бюрократии, плебисцитарной демократии и т. д. 2.3.2.5. Политическая наука в России Вплоть до «перестройки Горбачева» политология как наука не признавалась в Советском Союзе. Это объяснялось политическими причинами, т. к. политология была ненужной и опасной. Это определялось тремя основными обстоятельствами. 1. Политологии не было места в рамках «марксистской» общественной триады: философии, политической экономии и научного социализма, коммунизма (это свидетельствовало о том, что правящая партийно-государственная бюрократия, клявшаяся своей приверженностью науке, заявлявшая о научном характере своей политики, в действительности не желала иметь дело с научным подходом к политике, а потому ревностно оберегала застывшую обществоведческую триаду, длительное время не признавая ни политологии, ни политологических анализов и экспертиз; она уповала на общекоммунистические рассуждения о сущем и должном, рассуждения, способные увести внимание от повседневных событий и их научного анализа). 2. Политология была неприемлемой для власть имущих также и потому, что в рамках этой науки, как она развивалась за рубежом, были поставлены и получили разработку такие проблемы, как политические системы и политические режимы, побуждавшие к внимательному изучению механизмов борьбы за власть и ее осуществление (здесь уже обсуждались проблемы тоталитаризма и авторитаризма, популизма, цели и средства политики и многие другие, угрожавшие вскрыть механизмы власти в стране, методы и способы подчинения и закабаления граждан). 3. По самому своему существу политология была нацелена не на общие рассуждения, а на практический анализ происходящего, на экспертные оценки, анализы, выводы, совершенно неприемлемые для существовавшей организации власти; многочисленные попытки конституировать в стране социологию и политологию не привели к положительным результатам: власть предержащие хорошо знали, чего они не хотят! Произведенный анализ свидетельствует, что послевоенные десятилетия (до середины 1970-х гг.) можно рассматривать как новый и восстановительный этап в развитии политической науки. После войны развернулся широкомасштабный и бурный процесс сначала восстановления, а затем и дальнейшего развития политических наук во всех европейских странах, за исключением, разумеется, СССР и тех стран, которые попали в орбиту его господства. Прежде всего, обращает на себя внимание неуклонное расширение диапазона политической науки. В круг ее интересов вошли: • политические системы, политический процесс и политические партии; • заинтересованные группы и политические движения; • политическое поведение и политическая культура; • общественное мнение и средства массовой информации в политическом процессе; • политическое лидерство и элиты; корпоративизм и неокорпоративизм; • политические идеологии, история политических учений, политическая философия и т. д. Значительное внимание, особенно в европейской политической науке, уделяется методологическим проблемам. В течение послевоенного 30-летия произошел поворот к исследованию проблем либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Результатом этого процесса стала выработка новой теории демократии (И. Шумпетер [190]), обоснование плюралистической теории демократии (Р. Даль [44, 45]) и теории партиципаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер [57]). В свете противостояния двух мировых систем была разработана концепция государства всеобщего благоденствия и общества потребления. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.