.RU

Карелия и Саво (к вопросу о происхождении населения Саволакского


Как отмечалось выше, внутреннее поступательное развитие нарождающихся поселенческих центров эпохи Меровингов в древней Карелии испытало существенные перемены в связи с событиями эпохи викингов, круто изменившими ситуацию в обширном регионе, частью которого была Приладож- ская Карелия. Активизация международной торговли в регионе Ладожского озера и вовлечение в неё местных жителей предопределило «вырывание вперед» населения Карельского перешейка и Северо-Западного Приладожья по сравнению с населением отдаленных таежных районов озерной Восточной Финляндии. Активно формируется местный рынок пушной торговли, развивается земледелие. Сыграли роль и существующие, но в полной мере ранее не используемые в предшествующее время удобные водные пути и наличие плодородных земель. Последних в Восточной Финляндии мало, что и предопределило ограничения возможности развития центров с земледельческим населением в доисторическую эпоху. Таежная охота продолжала играть на значительной территории этих обширных областей в Восточной Финляндии (область Саво) ведущую роль. Это фиксируется находками вещей, большинство из которых составляют предметы вооружения и охоты (рис. 13).
Возникновение первых постоянных могильников в Восточной Финляндии приходится на эпоху викингов (конец IX — X вв.). Более ранние находки в Миккели-Кюхкюля являются пока единственными. Именно в Кюхкюля в 1930-х гг. исследован могильник, часть погребений в котором совершена в конце IX — X вв. Все захоронения, в том числе и относящиеся ко времени XI-XII вв., совершены в каменных насыпях. Неподалеку выявлены следы могильника другого вида с захоронениями на древней дневной поверхности — так называемый полттокенттякалмисто. Еще один такого рода могильник эпохи викингов обнаружен в районе Миккели-Мойсио. Захоронения здесь сделаны в расщелинах скалы и на каменистой площадке у ее подножия. Есть в примыкающем к г. Миккели районе и другие места находок, указывающих на возможное наличие могильников. К ним относятся населенные пункты Вуолинго и Рантакюля, на землях которых найдены вещи XI в. (Leh- tosalo-Hilander I988: 171-179; Taavitsainen 1990b, 94-95; Kotskurkina 1992, 208; Uino 1997, 172-173; Saksa 1998, 168; Сакса 2006: 141-152).
Основная масса находок железного века Восточной Финляндии приходится, таким образом, на середину и вторую половину эпохи викингов (XXI вв.), когда возникают сразу несколько могильников. Подавляющая часть вещей, найденных отдельно и в составе погребений, представлена вещами западно-финского облика: как предметами вооружения, так и украшениями. Происходят они либо из области Хяме, где определенные типы вещей получили наибольшее распространение, либо из западных областей Финляндии (Lehlosalo-Hilander 1988: 155-170). Причем среди них нет парадных изделий, получивших распространение в густонаселенной к этому времени Западной Финляндии, а встречаются лишь достаточно распространенные виды фибул, наконечников копий и других предметов. Видимо, это объясняется тем, что в земледельческом освоении Восточной Финляндии, в отличие от территории Карельского перешейка и Северо-Западного Приладожья, участвовали, как и в торговле с коренным населением, рядовые члены земледельческих общин из Западной (сумь) и Центральной (емь) Финляндии и практически отсутствовали дружинные элементы. По-видимому, этим объясняется и отсутствие крупных кладов, характерных для Западной и Северной Финляндии, а также Приладожской Карелии.
При сравнении археологического материала эпохи викингов Восточной Финляндии с карельским отчетливо видно происшедшее в эту эпоху расхождение путей культурно-исторического развития этих двух соседних регионов. Если общими временными исходными точками в Восточной Финляндии и в Приладожской Карелии можно считать эпоху Меровингов, когда создается основа оседлого земледельческого населения при участии и под влиянием переселенцев из Западной Финляндии, то впоследствии уже в первой половине эпохи викингов в Приладожской Карелии приоритетными направлениями развития становятся пушная торговля и использование удобных водных путей. Отражением такого изменения является появление погребений хорошо снаряженных воинов в сопровождении мечей, наконечников копий и топоров лучших европейских образцов. Примечательно, что эти могилы оставлены вдоль водных путей: Эссаари в заливе у Выборга, Уосукка- ла и Юля-Кууса на Вуоксе, Лопотти и Мянтсинсаари на побережье Ладоги (рис. 11-13). Погребальный обряд — погребение на каменной вымостке — характерен для Западной Финляндии в эпоху викингов. В Лопотти (на территории пос. Куркиёки) захоронение включало неопределимое количество женских погребений с большим количеством украшений западно-финского, скандинавского и прибалтийского происхождения (рис. 12). На примере этого захоронения видно, как, попадая в этот район активного международного общения, в данном случае, вероятнее всего, из западнофинских областей, мобильные, профессионально вооруженные люди теряют некоторые присущие их исходной территории черты в погребальной обрядности, заимствуя черты формирующейся в зоне интенсивных международных контактов интернациональной общебалтийской культуры.
Иная картина складывается на основании материалов конца эпохи викингов обоих рассматриваемых соседних регионов. Для могильников этого периода характерна близость к местам с постоянным населением. Как правило, здесь же находятся могильники или другие свидетельства наличия населения в XII-XIV вв. и в более позднее историческое время (рис. 11, 13). На самих могильниках XI в., в отличие от предшествующих им могильников с одиночными погребениями, захоронения производились неоднократно на протяжении продолжительного времени. Могильники принадлежат уже местной общине, но характерный для эпохи викингов обычай хоронить на ровной дневной поверхности с использованием каменной вымостки, хотя и менее однородной, чем ранее, и с меньшим количеством камней. Изменения в обряде происходят и в сторону обеднения сопровождающего погребального инвентаря (сокращение устойчивого набора воинского снаряжения до единичных топоров и наконечников копий, стрел, уменьшение количества и состава предметов украшений, других сопутствующих вещей).
XI в., таким образом, знаменуется не только становлением и развитием поселенческих центров на Карельском перешейке и в Северо-Западном При- ладожье, но и активизацией местного населения в области торговых связей в зоне восточной части Балтийского моря (Готланд, Новгород). Это было сравнительно спокойное время, когда молодые государства бассейна Балтийского моря еще не приступили к внешней экспансии. В то же время, по мере оформления территориально-племенных образований, возникает почва (территориальные и экономические претензии) для конфликтов между ними. В XII в. обостряются отношения корелы с емью, что выливается в отраженные летописью межплеменные столкновения, одно из которых (1143 г.) является в то же время первым упоминанием корелы в Новгородской первой летописи. Межплеменные конфликты косвенно указывают также на то, что корела уже сформировалась как этническая общность, имеющая свою племенную территорию, свои экономические интересы и зону влияния.
Культура населения восточнофинской области Саво в эпоху крестовых походов была сходной с карельской; в финской историографии эту культуру объединяют под общим названием культура Саво-Карелии. Принято считать, что население Саво (Саволакс — один из трех переданных Новгородом по Ореховскому миру 1323 г. Швеции западных карельских погостов) ведет свое происхождение от переселенцев с Карельского перешейка (Ayrapaa 1939; Rinne 1947; Kivikoski 1961: 270-271; Lehtosalo-Hilander 1988: 220-224; Taavit- sainen 1990b: 104-108; Uino 1997: 172-174; Saksa 1998: 167-172; Кочкуркина 1982: 57-75; Сакса 2006: 141-152). Самый известный могильник эпохи переселения народов находится в Тууккала, примерно в пяти километрах к югу от г. Миккели (Heikel 1889; Lehtosalo-Hilander 1988: 193-224; 1994: 26-34; Pou- tiainen 1992: 99-109; 1994: 51-56; Kotskurkina 1992, 207-208; Lehtinen 1994: 62-66; Nousiainen, Lehtinen 1994: 12-18; Kirkinen 1996: 22-23, 56; Saksa 1998: 167). Второй из наиболее известных грунтовых могильников выявлен в Ви- сулахти на восточной окраине города Миккели в оконечности залива Сави- лахти (Nousiainen, Lehtinen 1994: 12-16). Последние, проведенные в 1980-е и 1990-е г. раскопки показали, что необходимо отказаться от старых представлений о принадлежности могильников карельским переселенцам (Nordman 1924: 191-196; Tallgren 1931: 192). Также нет оснований считать их исключительно
результатом слияния культурных влияний со стороны карел и еми (Ayrapaa 1939: 51-62). К настоящему времени стало очевидным, что район Миккели был заселен начиная с эпохи неолита, и население эпохи крестовых походов является прямым продолжением этого аборигенного населения (при некоторой доле переселенцев с запада, продвинувшихся в Восточную Финляндию из области Хяме уже в эпоху Меровингов и викингов, а также карел, переселившихся в район Миккели начиная с XII в.) (Lehtosalo-Hilander 1988: 215-224; 1994: 27). П.-Л. Лехтосало-Хиландер в своей работе о древней истории области Саво пишет «За два-три столетия в районе Миккели образовался такой центр, в котором поселились пришедшие с разных сторон люди. Они оставили свои следы в материальной культуре, но основную массу населения составляли потомки первоначального населения этих мест» (Lehtosalo-Hilander 1988: 223). С.И. Кочкуркина считает, что схожесть могильников эпохи крестовых походов Саво и Карелии не может объясняться лишь культурными заимствованиями. Речь может идти о единой культурной области. Отдаленность, иное этническое окружение и политические события повлияли на изоляцию населения Саво в первой половине XIV в. от основной территории корелы, что отразилось в появлении своебразных черт в местной археологической культуре. Переселение карел в Саво произошло не в XII-XIV вв., а значительно ранее, по-видимому, в конце I тыс. н. э. Наряду с карелами в озерной области района Миккели проживала также и емь, что повлияло на появление самобытной культуры области Саво (Kotskurkina 1992: 212-213).
При рассмотрении вопроса о происхождении населения района Микке- ли следует проделать короткий экскурс в более раннюю историю Карелии и Восточной Финляндии, учитывая, что на обеих рассматриваемых территориях известны памятники всех периодов железного века.
В раннем железном веке Карельский перешеек и Восточная Финляндия были малозаселенными территориями, освоение которых со стороны областей с постоянным населением происходило в форме подсечного земледелия, охоты и рыболовства. Свидетельствами этой промысловой деятельности остались находки случайно утраченных железных топоров, наконечников копий и каменных блоковидных кресал (Lehtosalo-Hilander 1988: 152-153). Следами местного населения являются поселения с керамикой эпохи раннего металла и так называемые «лопарские груды» (Huurre 1984: 304-305; Lehtosalo-Hilander 1988: 141-154: Taavitsainen 1990b: 92-93; Saksa 1998: 167; Сакса 2006: 141-152).
На Карельском перешейке уже в эпоху Меровингов возникают центры постоянного населения. В районе Миккели в 1993 г. была обнаружена и исследована первая каменная погребальная насыпь эпохи Меровингов (Schulz 1994: 57-59). Находка была ожидаемая, поскольку она хорошо вписывается в уже существующие представления о путях развития рассматриваемого региона в железном веке. Новые находки вещей эпохи Меровингов и викингов были сделаны в районе городов Савонлинна и Ристина (Lehtinen 1994: 62; Poutiainen 1994: 56; Saksa 1998: 167).
Линии развития Карелии и Саво стали расходиться в первой половине эпохи викингов, когда в археологическом материале Карельского перешейка стало ощущаться влияние балтийско-волжского торгового пути (Saksa 1992c: 100-104; 1994a: 32-41; 1994b: 98-103; 1998: 168; Сакса 2006: 141-152). На Карельском перешейке по Вуоксе и в Северо-Западном Приладожье известен целый ряд воинских погребений IX-X вв., в то время как в Саво известны только две вещевые находки старше этого времени (Taavitsainen 1990b: 93-94). Количество находок заметно возрастает во второй половине эпохи викингов и в то же время существенно меняется их характер: на место господствующих в предшествующий период орудий труда (18,7%) и оружия (9,7%) приходят украшения, составляющие к концу эпохи викингов большинство находок (63,9%). Новая категория находок — это средства передвижения (7,7%) (Taavitsainen 1990b: 93-94). Большая часть украшений представлена западнофинскими формами, но встречаются и восточные типы, как, например, характерные для Карелии и Саво массивные бронзовые браслеты со вставками и встречающиеся в Юго-Восточном Приладожье, Саво и Хяме овально-выпуклые фибулы с цапфами типа A по Айлио. К предметам, поступившим в Саво по восточным торговым путям, можно отнести серебряные скандинавские фибулы из Миккели Папинсаари, четыре дирхема, серебряную подвеску и четыре серебряных браслета из Савитайпале Сяянярви и подвеску пермского типа из Юва Каусала (Huurre 1980: 163; Taavitsainen 1990b: 94; Lehtosalo-Hilander 1988: 179-183).
К концу эпохи викингов появляются уже могильники и целый ряд указывающих на возможное наличие могильников находок вещей из разных частей области Саво: в Тайпалсаари (Халиланлахти Ваммониеми и Куре- лахти Маммонниеми), в Миккели (Мойсио и Кюхкюля), в Вуолинго (Тю- юнеля), в Рантакюля (Рантала и Мянтюранта) и в Куопио (Хаминалахти Мусталахти) (Lehtosalo-Hilander 1988: 162-189; Taavitsainen 1990b: 94-95; Kotskurkina 1992, 208; Nousiainen, Lehtinen 1994: 12-16; Uino 1997, 172-173; Saksa 1998: 168; Сакса 2006: 141-152). По форме они представляют собой типичные западнофинские могильники с трупосожжениями на каменных (каменно-земляных) насыпях или сложенной на древней земной поверхности каменной вымостке. Инвентарь погребений состоит из вещей западнофинских типов (Taavitsainen 1990b: 95).
Из всех перечисленных выше мест только район Миккели сформировался к концу эпохи викингов как поселенческий центр с постоянным населением и развитым хозяйством. Наиболее ранний могильник на этой территории обнаружен в Кюхкюля. Он представляет собой трупосожжения под каменными насыпями, датируемые в интервале от эпохи Меровингов (600-800 гг.) до XII в. Ю.-П. Таавитсайнен, впрочем, предположил, что каменно-земляные насыпи Кюхкюля не являются погребальными, и, что, по крайней мере, часть из них могла быть кучами отходов с поселений. Такие же сомнения он выдвигал и относительно другого могильника в районе Миккели-Мойсио Латокаллио (Taavitsainen 1990a: 74). При характеристике ранних могильников в области
Саво следует принимать во внимание, что, несмотря на общее мнение финских исследователей о западнофинском типе этих памятников, их конструкция, состав инвентаря и способ размещения предметов погребального инвентаря в могиле очень изменчивы и обладают своими особенностями. Наряду с могильником в Кюхкюля, подобные, напоминающие так называемые лопарские груды (лапинраунио) захоронения известны в Тайпалсаари (Маммоние- ми). Но в Мойсио (Латокаллио) и Тайпаалсаари (Ваммониеми) погребения уже совершены в расщелинах скалы, а в Вуолинго (Тююнеля) и в Рантакюля (Рантала, Мянтюранта) в эту же вторую половину эпохи викингов выкопаны грунтовые могилы. Часть захоронений из этих мест представлена отдельными могилами. Можно предположить, что речь в этих случаях идет о влиянии представителей западнофинской культурной области на местную погребальную традицию, но не исключительно лишь о захоронениях западнофинских переселенцев. Также и распределение могильников и отдельных погребений и их размещение на местности не свидетельствуют, на наш взгляд, напрямую в пользу переселившейся сюда из земледельческих районов Западной Финляндии части земледельческого населения, а лишь о промысловых поездках в озерную область Саво его представителей (Saksa 1998: 168; Сакса 2006: 141-152). Характер этих поездок и их продолжительность с течением времени не могли не меняться. Наше предположение подтверждается и результатами палеоэкологических исследований: эпизодические и краткосрочные попытки занятий земледелием на этой территории в эпоху Меровингов получили развитие только в XII в. и относятся уже к совершенно новому времени эпохи крестовых походов (Simola, Gronlund, Uimonen-Simola 1988: 15-32; Gronlund 1995: 22-33). По-видимому, в Саво в эпоху викингов, так же, как и в Карелии, приоритеты в экономической деятельности были направлены в область пушной охоты и торговли пушниной, что не оставляло места более производительному (с точки зрения конечного результата) и доходному земледелию. Наиболее важным было знать промысловые районы с точки зрения возможностей пушной охоты, а реки и озера использовались как водные пути. Могильники и отдельные находки вещей и сосредоточены именно вдоль водных путей (Taa- vitsainen 1990b: 96-97; Saksa 1998: 168-169; Сакса 2006: 141-152).
Поселения, относящиеся исключительно к эпохе викингов, на рассматриваемой территории не известны; единственно в Миккели-Алавалкола имеются материалы XI в. На ближайших к могильнику Мойсио полях (Ан- нила, Кюхкюля) найдены следы поселений, которые датируются лишь в целом железным веком (Nousiainen, Lehtinen 1994: 13-17; Poutiainen 1994: 5256). Судя по находкам, эти поселения, вероятнее всего, относятся ко времени перехода от эпохи викингов (IX-XI вв.) к эпохе крестовых походов (10501300 гг.) или к собственно эпохе крестовых походов. Во всяком случае, на поселении у скалы Латокаллио в Мойсио найдены материалы, датирующиеся XIII в. и периодом Средневековья (Schulz 1994: 57-61). Также нет достаточных оснований датировать известные на этой территории древние городища временем ранее эпохи крестовых походов (Taavitsainen 1990a: 237-238).
Исследования последних лет и многочисленные ранее обнаруженные отдельные предметы из района Миккели показывают, что постоянное население на этой территории появилось в то же время, что и на западном побережье Ладожского озера, а именно — в эпоху Меровингов. Культура этого времени и последующей эпохи викингов, как в Карелии, так и в Саво, имела отчетливо выраженный западнофинский облик, с той лишь разницей, что в Саво отчетливо прослеживается влияние со стороны центральных областей Финляндии, из Хяме (территория расселения еми), в то время как на Карельском перешейке аналогии украшениям происходят из Юго-Западной Финляндии — области расселения суми. Господствующим обрядом погребения в эпоху викингов в Карелии стало трупосожжение на поверхностной каменной вымостке. В Саво же продолжался обряд погребения в каменной насыпи. При этом сама форма могильника (погребального сооружения) не представляется устоявшейся. В Саво также не обнаружены характерные для начальной половины эпохи викингов в Карелии воинские погребения с типичным для этой категории захоронений инвентарем. Заметны и различия в комбинации вещей. К примеру, в Саво найдено лишь три равноплечные фибулы группы 7 по Э. Кивикоски, в то время как в Карелии конца эпохи викингов это был ведущий тип украшений (Kivikoski 1973: 93-94, Abb. 679; Saksa 1994a: 41; 1994b, 101; 1998, 169; Сакса 2006: 141-152). Объяснением этому может быть более удобный путь для доступа в Карелию ставших там в рассматриваемую эпоху популярными форм украшений из соседнего региона. Карелия к концу эпохи викингов стала составной частью западнофинской культурной области, после чего ее уже с этого времени следует считать общефинской. В этом имеющем отчетливые формы в материальной культуре развитии наглядно проявились процессы формирования культурно-исторических зон в Восточной Прибалтике от Скандинавии до Финляндии, Эстонии и Древней Руси. Саво оставалась в то время еще своеобразной периферией, территорией таежной охоты и ранних опытов занятий земледелием.
Ситуация меняется ко времени наступления эпохи крестовых походов (1050-1300 гг.). Следует отметить, что в Саво вещи эпохи викингов встречаются достаточно равномерно в южной, центральной и северной частях этой исторической провинции, в то время как находки эпохи крестовых походов, большая часть из которых представлена карельскими овальновыпуклыми фибулами, концентрируются в южной части в регионе Мик- кели, Юва, Лаппеенранта и Руоколахти (Lehtosalo-Hilander 1988: 159-220; Taavitsainen 1990a: 71-74, 77-85, 103-107; Poutiainen 1992; Saksa 1998: 169). Также область распространения могил сократилась до районов Миккели и Лаппеенранта. Вблизи г. Миккели новые грунтовые могильники появились в Тууккала, Кюхкюля и Кивисакасти. В то же время продолжалось использование возникших в предыдущее время могильников Кюхкюля и Мойсио. В районе Лаппеэ возник новый грунтовый могильник в Каускила (Salo 1957: 35-53).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.