.RU

Строительство крепостных сооружений: В период могущества феодального дома Хидэёси (конец XVI в.) , в

В период могущества феодального дома Хидэёси (конец XVI в.) , в стране шло широкое строительство богатых резиденций высшего слоя самурайства, воздвигались замки-крепости в центрах провинций. Распространение огнестрельного оружия в Японии XVI в. привело к созданию новой военной тактики — строительству замков-крепостей со сложной системой оборонных укреплений. Подобных сооружений не было в других странах Дальнего Востока,! они представляют собой памятники, характерные лишь для японского зодчества. Некоторые исследователи японской архитектуры связывают появление замков с использованием фортификационного опыта и помощи португальских инженеров. В действительности замки на японской земле строились и до появления огнестрельного оружия, наружные замковые укрепления были глинобитными, в XVI в. стены замков стали сооружаться из плотно подогнанных друг к другу каменных глыб. Пример подобного строительства представляет замок Инуяма (совр. префектура Аити, 1530 г.), построенный задолго до появления первых португальцев на Японских островах.

При возведении крепости-замка обычно учитывались природная возвышенность, наличие реки или озера, водное пространство которых использовалось для защиты подступов к замку. Каменные стены такой крепости поднимались на семи-, восьмиметровую * высоту, в отдельных случаях достигали сорока и более метров. Искусственные рвы вокруг замка имели двадцатиметровую ширину и глубину семь-восемь метров. Внутреннее пространство представляло собой сложную систему крепостных глинобитных и каменных стен и внутренних дворов, умышленно спланированный лабиринт на случай, если в крепость ворвутся враги.

Для маскировки укреплений на территории замка сажали деревья, а также разбивали сады, окружавшие жилые помещения ] владельца крепости и его приближенных. Главным сооружением j укрепленной территории была многоэтажная сторожевая башня тэнсюкаку («господин небес»), в некоторых замках достигавшая семиэтажной высоты. Она давала хороший обзор местности, в ее многочисленных помещениях хранились боеприпасы и провиант, стены ее, как и других построек, имели прорези для стрельбы из лука, треугольные и круглые отверстия для огнестрельного | оружия, решетчатые выступы для сбрасывания камней^ Возве- денные по углам крепостных стен 2—3-этажные башни (ягура) 17также использовались для хранения боеприпасов.

Замок был социальным центром складывающихся и разви %

кающихся городов, вокруг него группировались кварталы ремесленников и торговцев, в наиболее почетной зоне городской территории — вокруг замка — сооружались резиденции представителей богатых самурайских домов (вассалов князя).

Архитектурный облик замка представляет сложное чередование крыш и фронтонов, постепенно уменьшающихся кверху этажей, что зрительно облегчает все грандиозное сооружение. Несмотря ил то что многоэтажные каменные крепости резко отличались от общего низкоэтажного и деревянного строительства японского города, они не выглядели инородным вкраплением. Как выразительность архитектурных форм, так и расположение замка на возвышенности делали его естественным центром и доминантой всей городской застройки.

Наиболее значительным из крепостных сооружений феодальной Японии являлся замок — резиденция Хидэёси, построенный и 1583 г. в Осака. Самым крупным феодальным владетелям было приказано поставлять камень на строительство замка. Цоколь (он сохранился) был сложен из мощных валунов. Самый большой из них (520 т) имеет площадь 87 кв. м. В замке было три комплекса защиты, идущие один за другим. Внешняя полоса укреплений представляла собой опоясывающий всю территорию крепости глубокий двенадцатиметровой ширины ров с высоким земляным млом, за которым шли каменные стены с многочисленными гіойницами. Однако внешне замок казался легким и светлым благодаря стройной, с белыми стенами, сторожевой башне, поднимавшейся на сорокадвухметровую высоту. Обилие золотых украшений ни фронтонах ярусов создало крепости славу «золотого замка». Н многочисленных сражениях сложная система 'защиты крепости гімла разрушена. В наши дни существует лишь сторожевая башня, носстановленная в 1931 г. и внешне повторяющая прежнюю постройку.

Значительным и своеобразным памятником национального зодчества является также замок в Химэдзи (префектура Хёго), построенный в XIV в. И реконструированный в конце XVI в. Его высокая сторожевая башня окружена системой внутренних дворов с монументальными каменными стенами и объединяется в единый комплекс с тремя башнями меньшего размера. Каменный постамент всего сооружения, отличающийся необычной высотой, обеспечивал неприступность замка. Богатство архитектуры и белизна стен способствовали тому, что в просторечий он стал называться «Замком Белой цапли» (Хакуродзё^

Прекращение длительного периода междоусобных феодальных нойп и объединение страны, завершенное Токугава Иэясу в начале XVII в., содействовали общему экономическому и культурному подъему.

Быстрый рост городов, характерный для XVI и XVII вв., был • имзан с глубокими социальными процессами — выходом на историческую арену нового класса — молодой японской буржуазии. Широкое развитие буржуазной, так называемой городской куль-

Майко —- ученицы школы гейш в Киото

туры привело к оттеснению на второй план культуры придворной киотоской аристократии и самурайства.

Токугавский режим всячески содействовал сохранению феодальной системы во всех областях жизни страны, в том числе и в области культуры. За период изоляции произошло значительное отставание японской науки того времени от европейской. Однако постепенно влияние средневекового буддизма все более теряет свою силу и центры культуры начинают перемещаться и і храмов и монастырей в быстро развивающиеся города, прежде —D ^«гономический центр страны Осака и новую столицу їдо. Почти весь XVII век городская культура наиболее активно f»« живалась в Осака, где проживало самое богатое купечество и і де система правительственных регламентации действовала инбее, чем в столице. В то же время в Эдо культура третьего сосло- ? нн развивалась в условиях, когда сёгунат стремился перенести юли и сохранить аристократическую культуру старой столицы Япо- ии. Приглашенные сегуном художники, скульпторы, писатели и > |>:>гы должны были содействовать созданию центра, не уступавше- I» Киото ни по богатству и пышности, ни по значению в развитии ультуры.

Именно формирование культуры горожан, достигшей расцвета и конце XVII — начале XVIII в. (годы Гэнроку), превратило >до, а также Осака в действительные культурные центры в масш- и»бе всей страны. Теперь они уже оказывали влияние на прежнюю иристократическую атмосферу старой столицы Японии, на саму- рийгтво. Однако меркантилизм, стремление к роскоши, новые моральные нормы купцов и горожан, не имевших политических прав, но завоевывавших положение в обществе при помощи боги їства, стали вызывать недовольство правительства. Самые из- местные представители официальной конфуцианской школы, такие, пик Араи Хакусэки (1657—1725), выступили с осуждением этических норм третьего сословия, критически оценивали культуру периода І вироку, считая недопустимым прославляемые ею вольность, «гдонизм, отступление от старых идеологических канонов. Но это привело к возникновению оппозиционных течений —'в защиту •отечественной», а также европейской науки и культуры.

Остановить процесс демократизации культуры было невозможно. Большое значение в распространении новых идей имело широкое развитие книгопечатания, заимствованного в XVI в. in Кореи. При помощи подвижного шрифта было напечатано 757 книг. Однако политика изоляции страны привела к восстановлению ксилографического способа — печатный станок сочли пропиле нием «иностранного влияния». Широкое распространение ис кусства гравюры в известной мере также содействовало использованию ксилографии — почти в каждой гравюре изображение сочеталось с текстом, декоративность которого становилась особенно выигрышной при применении ксилографического метода.

Демократизация культуры вызвала к жизни новые формы театрального, изобразительного искусства, искусства слова. Н XVII в. возникают театр Кабуки и кукольный театр Дзёрури, цветная гравюра на дереве, демократическая проза, отражающие новое видение мира, новую систему художественного постижения действительности.

Годы наивысшего развития городской культуры Японии — период Гэнроку (1688—1704) — были отмечены редким созвездием талантов живших и творивших тогда мастеров: прозаика Их ара Сайкаку, драматурга Тикамацу Мондзаэмон, поэта Мацуо Басё, кудожциков Моронобу и Огата Корин, народного скульптора '>нку. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.