.RU

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ: Термин «товароведение» своему происхождению обязан двум словам:

Термин «товароведение» своему происхождению обязан двум словам: «товар» и «ведать» (знать), что в современной трактовке можно рассматривать как «знание о товаре».

Товароведение рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, для которой особое значение имеет исследование потребительной стоимости товаров, которая является предметом товароведной науки.

Потребительную стоимость товара можно выразить через его свойства - объективные особенности, которые проявляются на всех стадиях жизненного цикла: разработки и производства, эксплуатации, потребления.

При этом под термином «потребительная стоимость» понимается полезность товара, его способность удовлетворять потребности человека в процессе потребления или эксплуатации. При этом один и тот же товар для покупателей будет обладать различной потребительной стоимостью, в зависимости от требований и предпочтений самих потребителей.

Таким образом, потребительная стоимость товара отражает степень удовлетворения определённых нужд индивидуума в процессе эксплуатации или потребления товара.

В товароведении термины «эксплуатация» и «потребление» имеют различное значение. Так, эксплуатация относится к товарам, которые в процессе выполнения своих функций расходуют свой ресурс (одежда, обувные товары, электробытовые товары и т.п.). Например, одежда, хоть и не имеет срока годности, в процессе эксплуатации приходит в негодность - изнашивается. А вот термин «потребление» применяется к товарам, которые полностью расходуются в процессе использования (косметические товары, продукты питания и т.п.).

Рассматривая понятие «товар» как объекта товароведной науки, необходимо различать данное понятие с понятием «продукция». Так, под продукцией понимают результат производственной деятельности или процессов, товар же рассматривается как носитель материальной и духовной культуры общества, как продукт производственного труда, призванный удовлетворять человеческие потребности и реализуемый посредством продажи и обмена.

Товары в зависимости от назначения можно разделить на две группы: потребительские (личного потребления) и производственного назначения [1].

Группа потребительских товаров включает в зависимости от периодичности потребления:

- товары длительного пользования - одежда, электробытовые товары, мебель, рыболовные товары и т.д.;

- товары краткосрочного пользования - моющие средства, канцелярские товары и др., т. е. такие, которые потребляются сразу, либо ограниченное число раз;

- услуги - это действия, приносящие людям полезный результат - ремонт бытовой техники, ремонт обуви или одежды и т.д.

Товары производственного назначения разбиваются на следующие категории:

- основное производственное оборудование;

- вспомогательное производственное оборудование;

- узлы и агрегаты машин и оборудования;

- основные производственные материалы;

- вспомогательные материалы и сырьё.

В зависимости от отрасли формирования ассортимента товаров различают торговый (номенклатура товаров, реализуемых через оптовую и розничную сеть) и промышленный ассортимент (выпускаемый промышленными предприятиями).

Ассортимент товаров рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле ассортимент характеризует состав товаров производственно-технического назначения и народного потребления, находящихся в сфере обращения, и в узком смысле - характеризует подбор товаров на конкретном предприятии оптовой и розничной торговли, в их отделах, секциях, рабочих местах [1].

Перед товароведением в коммерческой деятельности стоят следующие задачи:

- определение и изучение совокупности свойств товаров, которые составляют потребительную стоимость (ценность);

- разработка потребительской номенклатуры свойств продовольственных и непродовольственных товаров;

- определение показателей и товароведная оценка качества потребительских товаров;

- изучение свойств, расчёт и анализ показателей ассортимента потребительских товаров, а также ассортиментной политики коммерческой фирмы;

- выявление и анализ градаций качества и дефектов товаров, а также причин их возникновения;

- разработка комплекса мер, обеспечивающего предупреждение поступления в продажу опасных и/или некачественных товаров;

- обеспечение качества и количества товаров на всех этапах товародвижения;

- определение количества и видов товарных потерь, анализ причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

- информационное обеспечение на всех этапах товародвижения.

Таким образом, товароведение непосредственно связано с решением

основополагающих задач организации экономики и товарного рынка, позволяя получить ответы на вопросы: какие потребительские товары будут востребованы у покупателей, товары с какими потребительскими свойствами в ассортименте торговой организации будут приносить наибольший доход и прибыль.

При подготовке специалистов для сферы коммерции в вузе курс дисциплин по товароведению позволяет сформировать у студента профессионально важные компетенции, в том числе обеспечивает:

- знание основных понятий, целей, объектов, принципов, методов товароведения, ассортиментных, квалиметрических, количественных характеристик потребительских товаров; классификации ассортимента потребительских товаров, основы формирования рационального ассортимента и расчёта соответствующих показателей; факторов, обеспечивающих сохранность и идентификацию товаров на всех этапах товародвижения, а также мер по предупреждению их фальсификации; подходов к раскрытию понятия товара в процессе товародвижения (технический, экономический, юридический подходы);

- умение формировать ассортимент, оценивать качество, учитывать формирующие и регулировать сохраняющие товары факторы, получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов; применять методы исследования потребительского спроса; определять потребительную стоимость товаров, разрабатывать ассортиментную политику торгового предприятия; анализировать качество товара, с точки зрения его соответствия нормативно-техническому законодательству и степени удовлетворения потребностей покупателей; организовывать процедуры экспертизы качества товаров для обнаружения фальсифицированных товаров, а также идентифицировать потребительские товары;

- владение навыками работы с товарами потребительского назначения, а также с нормативными и техническими документами по оценке и подтверждению соответствия обязательным требованиям; применения различных методов экспертизы для идентификации потребительских товаров и планированию мер по предупреждению фальсификации, проведения процедур инвентаризации потребительских товаров, в том числе с использованием современных информационных технологий; навыками определения номенклатуры показателей качества товаров однородных групп.

4.2. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.