4. Предметный курс «История» (5-9 классы) - Основная образовательная программа основного общего образования


4. Предметный курс «История» (5-9 классы)

Авторы: Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
Вклад предмета «История» в достижение целей основного общего образования

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены

его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное

становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности

служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного

развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействиемпредставителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет

собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности

является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание

принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости

конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.

Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно–этических систем и т. д.

Целями изучения истории в основной школе являются:

– воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и

свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории

в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с

различными источниками исторической информации;

– формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически

сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

– применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах

социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и

многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет

важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся

многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью

концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого–либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного

общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического

образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно–хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической

информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V–IX классах реализуются в

рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно–параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции

преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного

материала. С учетом психолого–возрастных особенностей учащихся и требований

межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V–VI, VII–VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

lekciya-2-centralnij-bank-rossijskoj-federacii-lekcii-po-osnovam-bankovskogo-dela-lekciya-2doc.html
lekciya-2-chasa-ponyatie-vidi-urovni-politicheskoj-kommunikacii.html
lekciya-2-diagramma-urovnej-lekcii-po-cifrovim-sistemam-peredachi-lekciya-2doc.html
lekciya-2-dorogi-rusi-i-rossijskoj-imperii.html
lekciya-2-drevnegrecheskij-geroicheskij-epos-ego-proishozhdenie-i-bitovanie-syuzheti-geroi-stil.html

lekciya-2-centralnij-bank-rossijskoj-federacii-lekcii-po-osnovam-bankovskogo-dela-lekciya-2doc.html
lekciya-2-chasa-ponyatie-vidi-urovni-politicheskoj-kommunikacii.html
lekciya-2-diagramma-urovnej-lekcii-po-cifrovim-sistemam-peredachi-lekciya-2doc.html
lekciya-2-dorogi-rusi-i-rossijskoj-imperii.html
lekciya-2-drevnegrecheskij-geroicheskij-epos-ego-proishozhdenie-i-bitovanie-syuzheti-geroi-stil.html

lekciya-2-centralnij-bank-rossijskoj-federacii-lekcii-po-osnovam-bankovskogo-dela-lekciya-2doc.html
lekciya-2-chasa-ponyatie-vidi-urovni-politicheskoj-kommunikacii.html
lekciya-2-diagramma-urovnej-lekcii-po-cifrovim-sistemam-peredachi-lekciya-2doc.html
lekciya-2-dorogi-rusi-i-rossijskoj-imperii.html
lekciya-2-drevnegrecheskij-geroicheskij-epos-ego-proishozhdenie-i-bitovanie-syuzheti-geroi-stil.html



Классы

Объем учебного

времени

(федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

История России Всеобщая история

Резерв учебной времени

V–VI

классы

140

Что изучает история – не менее 10 ч

История России (с древности до XV в.) – не

менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не

менее 75 ч

25

VII–VIII

классы

140

История России

(XVI– начало ХХ вв.) –

не менее 72 ч

История Нового

времени (XVI– начало ХХ

вв.) – не менее 48 ч

20

IX класс

70

Новейшая и

современная история

России – не менее 36 ч

Новейшая и

современная история – не

менее 24 ч

10